Блокнот руководителя

Как создавать сильный текст? Или что такое информационный стиль

На своем рабочем месте мне часто приходится писать: инструкции, письма, информационные сообщения. Что-то из написанного может мне нравиться, что-то нет, но я понимаю, что самое главное это донести смысл текста до других людей.

Написать понятный и простой материал о сложном. Порой написан большой и трудный для восприятия текст, а у читателей нет никаких вопросов. А порой маленькая заметка и шквал вопросов с просьбой разъяснения. У этой проблемы много аспектов. Это и использование специальной терминологии, которая понятна не всем. Использование «делового» стиля со сложными фразами. Использование «литературного» стиля с яркими образами, неуместными в деловой переписке. С такими же трудностями сталкивается большинство сотрудников, в том числе и руководители разного ранга, которым приходиться вести переписку или писать какие-либо документы, инструкции, объявления. Как написать информационное сообщение доступным языком? Как излагать мысли кратко, ясно и убедительно? Как избежать «штампов» при написании информационного сообщения или письма коллегам? Ответы на эти вопросы я нашла в книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст».

Немного об авторах.
Людмила Сарычева работает главным редактором в Модульбанке. Максим Ильяхов – лингвист, кандидат педагогических наук, известный редактор, разработчик сервиса проверки текста «Главред», занимает пост главного редактора «Тинькофф-журнала» и является ректором Школы редакторов Дизайн-бюро А. Горбунова. Соавторов связывает совместное преподавание курса «Информационный стиль и редактура текста» в Школе редакторов, автором которого является Максим. Книга «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст» будет полезна всем, кто пишет информационные и рекламные материалы, сообщения и статьи. Книга знакомит нас с информационным стилем и не подходит для писателей художественных произведений. Авторы информационного стиля рассказывают о том, как написать текст кратко, ясно и убедительно. Множество примеров делает чтение не только полезным, но и интересным. Писать кратко – значит писать без лишних слов, но не в ущерб смыслу. Ясно написанный текст не надо расшифровывать, а убедительный текст должен побуждать читателей действовать.
Основная мысль книги – смысл текста важнее формы изложения. Уважайте вашего читателя и пишите проще, приводите примеры.

«Информационный стиль ставит правду на первое место, даже если она неудобная. Даже если все вокруг просят сгладить углы».

Используя информационный стиль, вы освобождаете свои тексты от перегруженности и двусмысленности. Авторы сформулировали правила, которые помогут вам в написании текстов.

Десять правил сильного текста

  • Сила – в правде
  • Смысл важнее формы
  • Чем проще – тем лучше
  • Пишите, как для себя
  • Читайте вслух
  • Приводите примеры
  • От простого к сложному
  • Пользу – вперёд
  • Поставьте заголовок
  • Уважение и забота
Знакомство с информационным стилем начинается с простых приёмов чистки текста и избавления от словесного мусора. Далее авторы рассказывают о написании предложений, которые легко читаются, о структуре текста и логике изложения. Информационный текст должен быть простым. Если есть возможность упростить, то это надо сделать. Упрощение текста не означает сделать его примитивным, а означает удалить из него стоп-слова. Стоп-слова – слова и фразы, которые можно удалить из текста и смысл заметки не изменится. Вместо стоп-слов можно добавить полезную информацию.

Авторы книги много лет используют в работе информационный стиль и выделили устойчивые группы стоп-слов. Они знакомят читателей с этими группами и объясняют, почему слова в них становятся языковым мусором. Если выучить стоп-слова, то упрощать и редактировать текст становится просто. Устойчивые группы стоп-слов получили названия:

  • вводные,
  • оценки,
  • штампы,
  • заумь,
  • эвфемизмы,
  • отглагольные,
  • неопределённое,
  • брехня.
В книге авторы приводят список вводных слов и предложений, предлагают избавиться от фраз «всем известно», «не секрет». Если это всем известно, то зачем об этом писать? Действенный способ убрать вводные слова – это прочитать текст вслух. Если при чтении не хватило воздуха, чтобы дочитать предложение до конца, то оно сложное и его надо упростить.

Использование в тексте оценок не лучший способ вызвать доверие. Если вам говорят, что этот завтрак вкусный, вы, конечно же, прислушаетесь к этому мнению, но ваш опыт в любом случае важнее. Вместо оценок лучше использовать факты и примеры из жизни других людей. Тексты со штампами выглядят умными и респектабельными, но они порой отталкивают читателей. Такие тексты теряют простоту и понятность. Если заметка перегружена канцеляризмами и формализмами, то читать её скучно. Человеку всегда интересно всё новое и написанное простыми словами. Не надо использовать заумные слова, это не делает текст понятным.

Прочитав эту книгу, я сделала множество заметок. Поняла, что текст работает, когда не сглаживаешь углы и не используешь эвфемизмы. Запомнила, что использование отглагольного существительного порой выглядит так, как будто ты чего-то стесняешься.

Не стоит использовать слова с оттенком неопределённости – «почти», «около» «более чем». Они не делают текст убедительным, как и расплывчатые формулировки.

Сделанные заметки я буду использовать при написании информационных текстов. Читайте эту книгу, делайте заметки и пусть все ваши тексты будут ясными и убедительными.

  • Голец Татьяна Владимировна
    Заместитель директора по качеству
    фирмы КАМИН