Блокнот руководителя

Управление бизнес-процессами на современном предприятии

«Управление бизнес-процессами на современном предприятии» тема достаточно актуальная. Сегодня у российского топ-менеджмента уже сформировалось чёткое понимание того, что путь к эффективному бизнесу лежит через правильно выстроенные, гибкие и адаптируемые бизнес-процессы, через согласованные правила реализации этих процессов.

Речь идёт о реализации процессного управления в управлении бизнесом.

Современное предприятие является сложной системой. Для эффективного управления им требуется разнообразие применяемых инструментов и методов, направленных в первую очередь на достижение конкретных целей и задач с наименьшими затратами. Тема большая и многогранная. С чего начать знакомство читателей?

Управление бизнес-процессами – с одной стороны знакомая фраза, с другой стороны, попробуйте ответить на вопросы: «Что такое бизнес-процессы?», « Какие они бывают?», « Почему ими надо управлять?». Односложно ответить не получится. Управление бизнес-процессами – это одна из систем управления предприятием со своими правилами, определениями, терминологией. И прежде чем писать о её построении, я решила дать определения тем терминам, которые используются при описании и внедрении системы управления.

BPM – сокращение, образованное от английского Business Process Management. Business Process Management – управление бизнес-процессами: концепция процессного управления организацией, рассматривающая бизнес-процессы, как особые ресурсы предприятия.

BPMS (Business Process Management Suite) - это программное обеспечение для управления бизнес-процессами и административными регламентами. В литературе, посвящённой бизнесу, встречается употребление терминов BPM-система и просто BPM. Использование BPMS позволяет организовать эффективное взаимодействие между всеми участниками процесса.

Процесс – это устойчивая, целенаправленная, последовательность действий, представляющая ценность для потребителя. Важно отметить, что у каждого процесса есть потребитель – клиент, который заинтересован в его результатах. Не может быть процесса без клиента. Очень часто под процессом понимают порядок действий, происходящий однократно. Это неправильное толкование. Процесс – это то, что повторяется регулярно в одной и той же последовательности.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Такое определение процесса можно встретить в стандартах менеджмента качества.

Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. Существуют три основных вида бизнес-процессов:

Управляющие – бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы управления компании. Примерами управляющего процесса могут служить стратегический менеджмент и корпоративное управление.

Операционные – бизнес-процессы, которые составляют основу деятельности компании. Примерами операционных бизнес-процессов являются оказание услуг, производство, маркетинг и продажи.

Поддерживающие – это бизнес-процессы, обслуживающие основной бизнес. Например, подбор и обучение персонала, техническая поддержка, АХО.

Бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается продажей или оказанием услуги. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух различных подразделений организации при выполнении одного бизнес-процесса.

Определим основные понятия, связанные с процессами.

Цели процесса – изменения, значимые для клиентов, которые осуществляются в ходе выполнения процесса.

Входы – это материальные или нематериальные ресурсы, которые нужны, чтобы процесс выполнялся.

Выходы – это продукты и услуги, создаваемые на выходе процесса, которыми пользуются клиенты процесса.

Исполнители процесса – сотрудники компании, выполняющие определённые функции в процессе.

Клиенты – потребители результатов процесса. Клиенты – это те, кто получает выгоду от процесса и использует его результаты. Процесс создается и совершенствуется в интересах клиентов, которых он обслуживает. Именно ориентация на клиента является главной ценностью процессного подхода.

Ресурсы процесса – деньги, информация, материальные ресурсы, поступающие на вход процесса, используемые для производства результатов (продуктов и услуг).

Поставщики – лица или организации обеспечивающие процесс ресурсами.

Владелец процесса – это лицо, которое обладает достаточными полномочиями, властью, ресурсами, чтобы обеспечить успешное выполнение процесса и достижение его цели. Владелец процесса имеет полномочия изменять его, улучшать и совершенствовать.

Показатели процесса – критерии, используемые для измерения результативности, эффективности, качества и производительности процесса.

Содержание процесса – краткое описание действий, осуществляемых в ходе процесса в объёме нескольких предложений.

Почему из всех форм управления руководители предприятий выбирают управление на основе бизнес-процессов? Какие бывают формы управления предприятием? Процессный подход к управлению предприятием, почему за ним будущее?

В процессе хозяйственно-финансовой деятельности организаций постоянно возникают ситуации, когда имеет место необходимость выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. В итоге такого выбора появляется определённое решение.

Выбор правильного и эффективного управленческого решения обеспечивает достижение намеченных целей с наименьшими издержками. Все управленческие решения можно подразделить на два вида:

  • традиционные решения, ранее неоднократно имевшие место. В этом решении есть и выбирается один из уже имеющихся альтернативных вариантов;
  • нетрадиционные, нестандартные управленческие решения. В этом случае осуществляется поиск новых альтернативных вариантов.
В связи с этим повторяющиеся управленческие решения могут быть формализованы, то есть принимаются и осуществляются по заранее определённому алгоритму. Руководство организации старается формализовать управленческие решения на случай тех ситуаций, которые систематически повторяются в деятельности организации. Формализация управленческих решений заключается в разработке определённых правил, инструкций, нормативов, позволяющих принять и осуществить грамотное управленческое решение.
Наряду с повторяющимися, попадаются и нетипичные, не встречавшиеся ранее ситуации.

Большинство управленческих решений находится между этими двумя видами, что даёт возможность при принятии решений использовать как формализованные методы, так и собственную инициативу руководителей. В современной теории управления, выделяют четыре основных подхода к управлению предприятием:

  1. ситуационный;
  2. системный
  3. функционально-ориентированный;
  4. процессно-ориентированный.
Ситуационный подход к менеджменту предполагает применение различных методов управления в зависимости от ситуации, в которой на сегодня находится компания. Существование огромного количества факторов внешней и внутренней среды предприятия, которые невозможно учесть ни в одной из систем менеджмента, как считают теоретики данного подхода, требует от менеджмента «ситуационной гибкости».

Функциональный подход к менеджменту базируется на иерархической организационной структуре предприятия, где руководство осуществляется путём управления организационными единицами (подразделениям, отделами, бюро, цехами и т.д.), а взаимодействие организационных единиц происходит через работу должностных лиц (руководителей отделов, начальников, менеджеров т.д.). Основной идеей функционального подхода к управлению является закрепление за определёнными элементами системы функций, которые она выполняет независимо от других единиц структуры и взаимодействует с ними через разделение труда и обмен материальными продуктами. Управление предприятием реализуется с помощью приказов, распоряжений, разрешений, которые «ходят» вертикально, в соответствии с закреплённой иерархией.

Процессный подход к управлению, который в западной системе менеджмента сегодня доминирует, рассматривает предприятие как сеть, совокупность бизнес-процессов, создающих ценность для клиента. В сравнении с функциональным подходом, который поделил всё предприятие на подразделения, отвечающие за определённую функцию, процессный подход объединяет данные функции на основании понятия «создание ценности для клиента». В условиях кризиса подход, когда в управлении предприятием главным считают клиента, позволяет не только не потерять клиентскую базу, но и увеличить её.

Чтобы понять, что такое процессный подход к управлению предприятием, необходимо разобраться с понятием самого бизнес-процесса. Все определения, данные специалистами менеджмента в разное время, можно свести к следующему. Бизнес-процесс – это целенаправленное преобразование в готовые изделия (услуги), тех материальных, информационных, человеческих и финансовых ресурсов, которые получает предприятие на входе.

Вся суть процессного подхода к управлению строится на понимании того, что деятельность компании – это совокупность бизнес-процессов. Предприятие, как и бизнес-процесс, получает на входе информацию, материалы, деньги и перерабатывает их с использованием внутренних ресурсов (люди, фонды, средства), применяя технологии при управленческом воздействии и получая на выходе продукт, способный удовлетворить потребителя. Принципы методологии процессного подхода к управлению предприятием основываются на определении бизнес-процесса.
Среди них:

  • ориентация на потребителя процесса;
  • ориентация на достижение результата процесса, а не деятельности отдельного подразделения;
  • приоритетность процессов, которые добавляют стоимость, сочетание постоянного и прорывного совершенствования на основе измеримости процесса;
  • объединения персонала в команды процессов.
Поэтому, вполне логично определить бизнес-процессы, как механизм объединения ресурсов предприятия на всех этапах с целью создания продукции, удовлетворяющей потребности потребителя и обеспечивающей достижение целей самого предприятия.

Подводя итог, надо отметить, что если вы хотите создать организацию, которая быстро адаптируется к изменениям внешней среды и нацелена на удовлетворение потребностей клиентов путём выпуска качественной продукции или услуг, где стратегическим активом являются люди, работающие в компании, ваша задача – внедрить процессное управление.

Безусловно, руководители компаний могут возразить. Это мои сотрудники стратегический актив? Удовлетворение клиентов качественной продукцией? Берут и такую! У нас нет отбоя от клиентов!

Это, конечно же, хорошо, что продукция, в том числе и услуги вашей компании, пользуется спросом. Но помните, мы работаем, чтобы создавать лучший продукт, а это возможно, если мы будем совершенствовать управление компанией.

Голец Татьяна Владимировна
Заместитель директора по качеству
фирмы КАМИН
Контакты
г. Калуга
пер. Теренинский, д. 6а
(4842) 27-97-22
market@kamin.kaluga.ru
Подписаться на рассылку
Made on
Tilda