Блокнот руководителя

Что такое операционный менеджмент или как правильно организовать производство товаров и услуг?

В рубрике «База знаний» мы часто говорим о полезных книгах. В этой статье мы познакомимся с трудом Леса Гэлловэя «Операционный менеджмент. Принципы и практика».

Что такое операционный менеджмент?

Ответу на этот вопрос посвящена первая глава книги.

По мнению автора, точное определение, должно звучать так:

«Операционный менеджмент – это все виды деятельности, связанной с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей».

Гэлловэй считает, что управлять надо не только производственными процессами, но и всеми операциями компании в целом. По его мнению, теория операционного менеджмента одинаково применима для любой компании. В подтверждение этого он приводит примеры операционного управления различных типов организаций.

Руководитель компании определил свои основные процессы. Вы спросите: «А дальше-то что?». Как сделать это производство действительно эффективным? Как сократить затраты на производство и хранение? На эти вопросы можно найти ответы в этой книге.

Что такое эффективность? А что такое рациональность?

Автор книги даёт такие определения:

Автор книги даёт такие определения: «Эффективность может быть определена как достижение поставленных перед системой целей; в общем смысле эффективность – это удовлетворение потребностей покупателей.

Рациональность – это достижение целей или удовлетворение потребностей, с использованием минимума ресурсов».

Операционный менеджмент предполагает две составляющие управления любыми операциями: эффективное управление и рациональное управление. Любой руководитель стремится сделать работу компании наиболее эффективной, что увеличивает доход и создаёт конкуренцию. Но не надо забывать и о повышении рациональности. Повышение рациональности приводит к сокращению затрат, что также имеет положительное влияние на бизнес, если только это не делается в ущерб эффективности.

Гэлловэй считает, что без эффективной и рационально организованной операционной функции ни одна организация не может удержать за собой лидерство на рынке. Она проиграет по всем трём показателям (в скорости доставки, цене и качестве), компаниям, которые смогли организовать управление операциями.

«Без правильного применения принципов операционного менеджмента организация может быть прибыльной лишь благодаря счастливой случайности. Либо она совершенно случайно сделала всё так, как надо, либо конкуренты ненамного лучше неё. В любом случае маловероятно, что такое везение будет продолжаться вечно».

Операционными процессами компании управляют операционные менеджеры.

Кто это такие? Чем они отличаются от более привычных нам руководителей подразделений?

Гэлловэй сознательно не употребляет понятие подразделение, так как деление на подразделения бывает для некоторых предприятий неэффективным. Если операционная структура предприятия определена и выделены, например три деятельности: закупки, производство и доставка продукции – то создание трёх отделов вполне оправдано. А вот объединение в одном подразделении двух разных процессов закупки и доставки готовой продукции может сказаться негативно на операционной деятельности компании.

Всех менеджеров компании можно считать операционными менеджерами, поскольку они должны так руководить своими подразделениями, чтобы те работали эффективно и рационально, вне зависимости от своей функции. Необходимо помнить, что операции – это основа основ любого производственного или обслуживающего предприятия, и если операционная функция будет выполняться неэффективно, то и вся организация в целом не сможет добиться успеха.

Что такое операционная стратегия? Чем операционная стратегия отличается от рыночной стратегии?

Ответам на эти вопросы в книге посвящена отдельная глава «Операционная стратегия». В этой главе рассматриваются основные элементы согласованной операционной стратегии. Кроме корпоративной или рыночной стратегии успешная компания должна разработать и операционную стратегию. Идеальный вариант развития компании: сначала определяется корпоративная и рыночная стратегия, а потом начинается проектирование соответствующих мощностей и создаётся операционная структура. К сожалению, на практике такое происходит не всегда. Организация уже существует, и её мощности более или менее соответствуют требованиям, поэтому создание совершенно новых мощностей маловероятно.

Автор написал целую главу о проектировании продукта, но на мой взгляд более ценная глава в книге – «Разработка услуги». Она содержит описание тех проблем, которые ставит сфера услуг перед операционным менеджером. Все они обычно связаны с присутствием в процессе самого покупателя. Гэлловэй подробно рассматривает отличия между производственной деятельностью и сферой услуг. Автор справедливо замечает, что не существует чистых услуг: все они так или иначе связаны с выполнением определенных операций.

Планирование в операционном менеджменте является важной составляющей в любом процессе. Именно поэтому планированию посвящены целых три главы книги. Автор рассматривает планирование загрузки мощностей и календарное планирование производства. Это достаточно традиционные методы составления планов и календарных графиков работы.

Кроме привычных методов планирования, одна из глав в книге описывает прагматичный подход, который получил название «точно-вовремя» (Just in Time). Этот метод планирования возник в Японии, которая не могла себе позволить создавать запасы, и не менее тесно переплетён с другими образцами японской практичности: «кайдзен» и тотальным качеством (TQM).

О книгах по тотальному качеству мы уже рассказывали в нашей газете. Это труд Генри Нива «Пространство доктора Деминга» и книга самого Деминга «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». С теорией «кайдзен» планируем познакомить наших читателей в следующем номере газеты.

В аннотации к книге «Операционный менеджмент. Принципы и практика» написано, что она предназначена для студентов вузов, изучающих менеджмент и организацию производства. Но это не должно остановить вас, дорогие читатели, так как это сочинение – удачное сочетание теории и практики. В каждом разделе присутствуют ситуационные задачи, которые иллюстрируют теорию и облегчают закрепление знаний. Именно это её качество позволяет рекомендовать книгу для менеджеров любого уровня, желающих повысить свой образовательный и профессиональный уровень.
Голец Татьяна Владимировна
Заместитель директора по качеству
фирмы КАМИН
Контакты
г. Калуга
пер. Теренинский, д. 6а
(4842) 27-97-22
market@kamin.kaluga.ru
Подписаться на рассылку
Made on
Tilda