Блокнот руководителя

«Мусорная революция»
в Калужской области

В 2019 году в России произошли изменения в порядке расчёта и взимания платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). На основании статьи 24.6 Федерального закона
от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО должны осуществляться региональным оператором по обращению с ТКО. Этот региональный оператор должен быть юридическим лицом и обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, которыми признаются все организации и индивидуальные предприниматели, а также население.
Согласно статьи 1 закона № 89-ФЗ ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Из последней фразы следует, что все отходы, образующиеся в результате офисной деятельности, за исключением опасных, относятся к ТКО.
На территории Калужской области находится более 170 тысяч источников ТКО, вывоз которых осуществляют более 100 операторов, обработка ТКО осуществляется на четырёх мусоросортировочных комплексах. В нашем регионе расположен 31 объект размещения отходов и 14 предприятий занимаются утилизацией отходов.

Единственным региональным оператором по обращению с ТКО в Калужской области по результатам конкурса стало государственное предприятие «Калужский региональный экологический оператор» (ГП «КРЭО»). Согласно заключённому соглашению между ГП «КРЭО» и Министерством строительства и ЖКХ Калужской области региональный оператор, в частности, обязан:
  • заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО;
  • заключать договоры с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по сбору и транспортировке ТКО;
  • устанавливать график сбора ТКО;
  • обеспечивать уборку мест накопления ТКО;
  • обеспечить поэтапную реализацию раздельного сбора ТКО.
Указанное соглашение действует с даты введения в действие единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, а именно, с 1 января
2019 года, и действует 10 лет.

Приказом Министерства конкурентной политики Калужской области
от 20 декабря 2018 года № 565-РК утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год. В тарифы включены затраты на сбор, транспортировку, обработку, захоронение ТКО, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками отходов, а также НДС в размере 20%.

Тариф за кубометр ТКО для населения и юридических лиц одинаковый: 496,75 рублей за кубометр или 3 507,08 рублей за тонну ТКО. При этом нормативы накопления ТКО для населения будут рассчитываться по-прежнему: в многоквартирных домах в зависимости от квадратных метров общей площади, в индивидуальных домах – от количества зарегистрированных в доме людей.

Как же узнать, сколько отходов производит собственник отходов? На этот вопрос отвечает Постановление Правительства РФ от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов». Коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов осуществляется следующими способами:
  • расчётным путём, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма;
  • исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО;
  • исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчётов с собственниками ТКО коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём.

Расчёт платы за обращение с ТКО производится умножением тарифа
за 1 кубометр (или тонну) ТКО на норматив накопления ТКО у собственника ТКО (организации или индивидуального предпринимателя). Порядок определения нормативов накопления ТКО регламентируется Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов». В соответствии с правилами, утверждёнными этим постановлением, нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Роcсийской Федерации).

Нормативы накопления ТКО на территории Калужской области установлены приказом Министерства строительства и ЖКХ Калужской области от 24 ноября 2017 года № 501 (с изменениями на 26 сентября 2018 года). Они дифференцированы по предприятиям различных видов деятельности. Отдельные нормативы установлены для населения.

В частности, для многоквартирных домов норматив составляет 0,122 кубометра в год на 1 квадратный метр общей площади квартиры (комнаты), а для индивидуальных домов в городах численностью более 10 тысяч человек –
2,5 кубометра на проживающего в доме человека.

Для предприятий торговли норматив накопления ТКО устанавливается на
1 квадратный метр общей площади в год:
  • для продовольственных магазинов и супермаркетов – 1,2 куб.м,
  • для промтоварных магазинов – 0,59 куб.м,
  • для магазинов бытовой химии, стройматериалов, хозяйственных товаров – 0,66 куб.м,
  • для павильонов – 2,65 куб.м,
  • для палаток и киосков – 1,97 куб.м.
Для административных, офисных учреждений, научно-исследовательских институтов, проектных и конструкторских бюро и им подобных норматив составляет 1,72 кубометра на работающего сотрудника.

Например, на предприятии работает 10 сотрудников, все работают в офисе. Норма накопления ТКО для предприятия составит 10 * 1,72 = 17,2 куб.м в год, а плата за обращение с ТКО будет равна 17,2 * 496,75 = 8 544,10 рублей в год. Предприятию нужно будет заключить договор с ГП «КРЭО» и оплатить эту сумму.

Обращаем ваше внимание, что, кроме договора с ГП «КРЭО», никаких других договоров, связанных с обращением с ТКО, заключать не надо. В 2018 году многие предприятия и ИП заключали договоры «на вывоз мусора». Теперь необходимость в них отпала, поскольку вывоз ТКО с площадок накопления входит в обязанности регионального оператора, то есть в Калужской области – ГП «КРЭО», и стоимость вывоза учтена в тарифе на обращение с ТКО.

Хочется отметить ещё одну важную особенность нового порядка расчёта за обращение с ТКО. В 2018 году во многих офисных зданиях, в которых расположено несколько предприятий, договор на вывоз ТКО заключал владелец здания (арендодатель), который потом сумму договора распределял между арендаторами, при этом арендаторы отдельные договоры на вывоз ТКО не заключали. Сейчас так поступать нельзя. Договор с региональным оператором должны заключить собственники ТКО, то есть каждый арендатор должен самостоятельно заключить свой отдельный договор, причём расчёт для него будет производиться по нормативам, соответствующим его деятельности и количеству сотрудников, независимо от того, сколько он производит отходов, а арендодатель будет заключать с региональным оператором свой договор из расчёта количества работающих у него сотрудников.
  • Тупицын Борис Михайлович
    Директор фирмы КАМИН