Блокнот руководителя

Готовится изменение закона № 54-ФЗ

В Государственную Думу 5 апреля 2019 года внесён законопроект по изменению многострадального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации».

Вы можете сказать: «ну мало ли законопроектов вносится, не факт, что его примут». Но законопроект внесён «правильными людьми», прежде всего, председателем комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М. Макаровым, и начал стремительное продвижение по коридорам государственной власти. Уже получены одобрения профильных комитетов и предложено вынести его на первое чтение 16 апреля. По нашей оценке, законопроект имеет большие шансы стать законом. Мы обычно не обсуждаем на нашем ресурсе законопроекты, но для этого сделаем исключение, поскольку он может существенно повлиять на бизнес наших читателей.
Самое важное в законопроекте — устанавливается, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе будут не применять контрольно-кассовую технику при расчётах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года.

Согласно существующей редакции закона № 54-ФЗ ИП эти ИП обязаны применять ККТ с 1 июля 2019 года. А ведь многие из них уже купили контрольно-кассовую технику, которая в случае принятия закона не будет использоваться ещё 2 года! Советуем тем ИП этой категории, которые ещё не купили ККТ, не спешить с её приобретением.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.2 закона № 54-ФЗ при осуществлении расчётов в виде зачёта или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесённых физическими лицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, услуги связи, услуги в электронной форме, а также за некоторые другие услуги, пользователем может быть сформирован один кассовый чек, содержащий сведения о всех таких расчётах, совершенных за расчётный период, но не позднее первого рабочего дня, следующего за днём окончания расчётного периода, без выдачи кассового чека клиенту.

Законопроект увеличивает срок формирования чека в этих случаях до
5 календарных дней и расширяет перечень видов деятельности, которые подпадают под действие этого пункта, включив в них услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (в том числе услуги ресурсоснабжающих организаций), услуги охраны и систем обеспечения безопасности, услуги в сфере образования.

Согласно закону № 54-ФЗ кассовый чек может быть выдан покупателю в виде разрешения ему сканировать QR-код на компьютере продавца. Возникает вопрос, как покупателю - юридическому лицу или ИП учесть такой «кассовый чек» для подтверждения законного расходования средств. Законопроект отвечает на этот вопрос.

Кассовый чек (бланк строгой отчётности), полученный покупателем (клиентом) в виде QR-кода, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчётности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме.

При расчётах за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций) поставщикам услуг планируется предоставить право не направлять получателю услуг кассовый чек по электронной почте или в виде СМС, а включать некоторые реквизиты кассового чека (QR-код, дата и время осуществления расчёта, порядковый номер фискального документа, признак расчёта, сумма расчёта, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа), позволяющих идентифицировать такой кассовый чек, в квитанцию об оплате услуг за следующий месяц (период).

Если между организацией, оказывающей услуги, и получателем услуг нет документооборота, то кассовый чек может выдаваться по запросу пользователя.

Законопроект устанавливает, при осуществлении каких видов расчётов можно применять ККТ вне места совершения расчётов:

  • расчёты за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров;
  • расчёты по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их части, а также земельного участка, используемого пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;
  • расчёты за услуги ЖКХ.

В законопроект в процессе обсуждения в Государственной Думе могут быть внесены изменения. Мы будем внимательно следить за процессом прохождения законопроекта и информировать наших читателей и подписчиков об этих изменениях.
  • Тупицын Борис Михайлович
    Директор фирмы КАМИН