Блокнот руководителя

Электронные трудовые книжки.
Что ждёт нас в 2020 году

Государственной Думой принят в первом чтении законопроект, который в народе получил название «Закон об электронных трудовых книжках», хотя, строго говоря, никаких электронных трудовых книжек законом не предусматривается. Тем не менее, если этот закон будет принят окончательно, то наша деловая жизнь с 2020 года сильно изменится. Рассмотрим подробнее, что нам «грозит».

Законопроект просто вносит изменения в Трудовой кодекс РФ.

Согласно статьи 65 ТК РФ в настоящее время человек, поступающий на работу, обязан отдать работодателю трудовую книжку, если он принимается не на работу по совместительству и если это не первое в жизни его место работы. По новым правилам поступающий на работу вместо трудовой книжки может предъявить работодателю «сведения о трудовой деятельности».

Статья 66 ТК РФ «Трудовая книжка» сменит название на «Сведения о трудовой деятельности». Это значит, взят курс на отмену трудовых книжек.

Сведения о трудовой деятельности — это основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, которая включает в себя сведения:

  • о работнике;
  • о постоянной работе, выполняемой работником по трудовому договору;
  • обо всех переводах работника на другую постоянную работу;
  • об увольнении работника, а также об основании, по которому он уволен.
Все эти сведения должны представляться работодателем в информационную систему Пенсионного фонда РФ в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд РФ должен утвердить форму представления работодателем таких сведений в информационную систему ПФ РФ. Проекты этих форм есть на сайте ПФ, например, подготовлена форма СЗВ-ТД. Разработчики программ кадрового учёта и расчёта заработной платы уже готовятся к включению этих форм в свои программы.
Кроме того, готовится форма сведений о трудовой деятельности, которую работодатель обязан предоставить работнику, в том числе бывшему работнику, из информационной системы ПФ РФ.

Работник будет иметь право получить сведения о своей трудовой деятельности одним из следующих способов:

  • у работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя):
    • на бумажном носителе,
    • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • в МФЦ (многофункциональном центре предоставления государственных
    и муниципальных услуг) — на бумажном носителе;
  • в отделении ПФ РФ:
    • на бумажном носителе,
    • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг — в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Работодатель обязан предоставить работнику сведения о трудовой деятельности за период работы у работодателя способом, указанным в заявлении работника: на бумажном носителе или в виде электронного документа. Эта обязанность возлагается на работодателя только в случае, когда на работника не ведётся трудовая книжка.

Для получения сведений о трудовой деятельности работник должен подать заявление в письменном виде или на адрес электронной почты работодателя. Работодатель должен выдать эти сведения работающему сотруднику в течение трёх рабочих дней со дня обращения. Увольняющемуся работнику такие сведения должны выдаваться в день увольнения.

Ответственность работодателя за невыдачу или неправильное заполнение сведений о трудовой деятельности устанавливается такая же, как за невыдачу или неправильное заполнение трудовой книжки. По существу, сведения о трудовой деятельности становятся аналогом трудовой книжки.

Законопроект предусматривает переходный период от трудовых книжек к сведениям о трудовой деятельности — 2020 год. В течение этого года все работодатели будут обязаны провести мероприятия по реализации новых норм Трудового кодекса РФ, в частности:

  • провести подготовку, принятие или изменение локальных нормативных актов;
  • внести изменения в соглашения и коллективные договоры;
  • обеспечить техническую готовность к передаче сведений о трудовой деятельности в электронном виде в информационную систему ПФ РФ;
  • уведомить всех работников в письменной форме об изменениях трудового законодательства, связанных с формированием и ведением сведений о трудовой деятельности в электронном виде,
  • уведомить всех работников об их праве на ведение работодателем трудовой книжки на бумажном носителе по заявлению работника и о том, что в случае непредставления такого заявления до 1 января 2021 года ведение трудовой книжки на бумажном носителе прекращается, и она будет выдана ему на руки.
Если в течение 2020 года работник подал письменное заявление о ведении его трудовой книжки, работодатель будет обязан вести трудовую книжку и после
1 января 2021 года. До какого времени нужно будет это делать, пока не ясно.

Если в течение 2020 года работник не подал письменное заявление о ведении его трудовой книжки, то работодатель в первые дни 2021 года выдаёт работнику трудовую книжку и освобождается от ответственности за её хранение.

На работников, впервые поступающих на работу после 1 января 2021 года, трудовые книжки оформляться не будут.

В пакете с этим законопроектом был принят также в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

После принятия этого закона индивидуальный (персонифицированный) учёт будет включать сведения о трудовой деятельности каждого застрахованного лица. Как говорится в законопроекте, это делается, в том числе, для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве.

Индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица будет дополнен новым разделом «Сведения о трудовой деятельности», который будет содержать информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже застрахованного лица, включающую сведения о его приёме на работу, переводе на другую работу и об увольнении.

В этом разделе о каждом работнике будут указываться, начиная с 1 января 2020 года, следующие данные:

  • место работы: наименование и реквизиты страхователя, сведения о его переименованиях, включая основания и реквизиты документов о переименованиях;
  • сведения о приёме на работу с указанием подразделения и должности;
  • сведения о переводах на другую работу;
  • сведения об увольнении и основаниях прекращения трудового договора;
  • реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, являющихся основаниями для оформления приёма, переводов и увольнения.
Страхователь будет обязан представлять о каждом работающем у него по трудовому договору застрахованном лице перечисленные выше сведения о трудовой деятельности.

Начиная с января 2020 года, такие сведения надо будет представлять ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, первый срок такого отчёта 15 февраля 2020 года.

Начиная с 1 января 2021 года, сведения о приёме и увольнении работника нужно будет предоставлять не позднее рабочего дня, следующего за днём издания соответствующего приказа (распоряжения) или иного документа, являющегося основанием для оформления трудовых отношений, а сведения о переводах, так же, как и в 2020 году — ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.

Сведения о трудовой деятельности должны предоставляться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Формирование электронного документа должно осуществляться с использованием программ, применяемых страхователем для автоматизации своей деятельности, или без применения программ, с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом РФ.

Страхователи, у которых менее 25 застрахованных лиц, могут представлять сведения о трудовой деятельности на бумажных носителях, но вряд ли это будет востребовано.

Сведения о трудовой деятельности, составляющие в соответствии
с законодательством РФ государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, и документы, содержащие такие сведения, представлению в органы ПФ РФ не подлежат.

Органы Пенсионного фонда РФ будут обязаны сообщать в инспекции по труду или аналогичные органы, контролирующие соблюдение трудового законодательства, обо всех случаях непредставления, несвоевременного представления или представлении неполных или недостоверных, по мнению ПФ, сведений о трудовой деятельности, в пятидневный срок со дня обнаружения такого нарушения.

ПФ РФ также будет обязан предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о трудовой деятельности, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счёте на бумажном носителе, в форме электронного документа по адресу электронной почты или с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением. Способ получения сведений будет выбирать застрахованное лицо.

За непредставление в установленный срок, либо представление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности, должностные лица страхователя будут нести административную ответственность, как за нарушение трудового законодательства. Законопроект о внесении изменений в КоАП РФ по применению наказаний к нарушениям по передаче сведений о трудовой деятельности внесён в Государственную Думу РФ, но пока не рассматривался.

Законопроекты, о которых говорилось, приняты Государственной Думой в первом чтении 17 сентября 2019 года. Дата второго чтения пока не назначена. Поскольку эти законопроекты внесены Правительством РФ, есть большая вероятность того, что они будут приняты в 2019 году, и законы вступят в силу с 1 января 2020 года.

Это значит, что всем нам надо готовиться к их вступлению и началу действия. Работы предстоит очень много, и не только по изучению новых форм отчётности (как раз это самое лёгкое, так как будет делаться в программах), а по аккуратности и правильности составления кадровых документов, своевременной передаче сведений в информационную систему ПФ и, самое главное, по отмене трудовых книжек. А ещё потребуется психологическая работа с сотрудниками по разъяснению им новых норм законодательства, по убеждению их отказаться от трудовых книжек (чтобы работодатель избавился от ведения двойной кадровой работы).

В общем, работы по применению нового законодательства будет много. Но разве нас можно напугать работой?

Мы будем внимательно следить за прохождением этих важных законопроектов по «коридорам власти» и информировать обо всех изменениях читателей нашего блога.

Подписывайтесь на наш блог! Автор готов также ответить на все вопросы по этой теме.
Тупицын Борис Михайлович
Директор фирмы КАМИН
Контакты
г. Калуга
пер. Теренинский, д. 6а
(4842) 27-97-22
market@kaminsoft.ru
Подписаться на рассылку
Made on
Tilda