Важным навыком руководителя является умение читать и анализировать финансовую отчётность. Анализ «Баланса» позволяет понять структуру активов и обязательств, определить долю быстрореализуемых активов, оценить изменение запасов компании.
Анализ «Отчёта о финансовых результатах» даёт возможность руководителю увидеть рост или падение доходов, а отчёт «О движении денежных средств» позволяет оценить изменения денежных потоков.
Не все компании используют управленческий учёт, но все успешные предприятия им занимаются. Управленческий учёт ведется на основе правил, разработанных в компании и обычно составляет её коммерческую тайну. Руководство компании обычно принимает решения, которые основываются не только на данных бухгалтерской информации, но и на различных управленческих отчётах. Бухгалтерские отчёты отражают только свершившиеся факты, поэтому они отстают по времени от управленческих отчётов.
Для управленческого учёта создают дополнительные разрезы аналитики, учёт по заказам, планирование денежных потоков. Например, по данным бухгалтерского учёта, мы знаем, сколько денег у нас на расчётном счёте, а по данным управленческого учёта, мы должны как минимум от суммы по данным бухгалтерского учёта отнять сумму обязательных платежей на сегодня. А если мы ещё и знаем о запланированных поступлениях денег на расчётный счёт, то принимать решения становится ещё проще. Как это организовать? Вести не только учёт денежных средств, но и учёт по заявкам на расходования и поступления денежных средств. Организация учёта по заказам, когда на основании заказов от покупателей формируются заказы поставщикам, позволяет сократить складские запасы.