Прием жалоб.
Первая проблема, с которой сталкиваются практически все компании, — это получение жалоб. Из всех недовольных клиентов с жалобами обращаются лишь немногие. Этому сопутствуют как объективные причины( например,нежелание клиента вступать в конфронтацию, убежденность клиента в нерезультативности обращения с жалобой), так и отсутствие у самой компании заинтересованности в получении откликов о своей работе. Вероятность того, что клиенты, у которых возникают претензии и которые жалуются, будут и в дальнейшем производить покупки у компании, больше, чем вероятность продолжения покупок со стороны тех, у которых возникали проблемы, но которые с жалобой не обращались. Если вы заинтересованы в постоянных клиентах, то увеличение «жалующихся» клиентов приведет к увеличению «постоянных» клиентов.
Как сделать так, чтобы среди всех недовольных клиентов «жалующихся» стало больше? Необходимо принимать жалобы по всем доступным каналам связи: по телефону, в письменном виде, по интернету, в электронном виде. Увеличения количества жалоб можно достигнуть только простым добавлением канала связи. Например, книгу жалоб повесить на видном месте. Если книга жалоб уже расположена на видном месте, то рядом разместить телефон для жалоб. И наконец просто спрашивать у клиентов — довольны ли они полученной услугой. Количество жалоб обязательно возрастет.
Жалоб станет больше и если ваши сотрудники будут понимать значимость жалоб и будут заинтересованы в получении большего количества откликов. Как заинтересовать сотрудников получать больше откликов? Получение откликов должно стать требованием компании, а сотрудников, которые выполняют эти требования, нужно поощрять. Речь идет не о жалобах, а о получении обратной связи, о получении как положительных, так и отрицательных откликов.
Даже при организованном получении обратной связи иногда возникают проблемы. Очень часто сотрудники, получившие отзыв, негативные отклики замалчивают. В этом случае для компаний, работающих с клиентами, может понадобится обучение сотрудников работе с жалобами.
Помогает и позиционирование жалобы не на конкретного сотрудника, а на компанию в целом. Это также непростой процесс, который требует времени для перестройки взаимоотношений в компании. Например, услуги оказывает конкретный сотрудник Иванов Иван Иванович. Если жалуются на услугу, которую он оказал, то все(и он в том числе) воспринимает это как жалобу на конкретного человека. Но это не так, жалоба поступила на услугу и не всегда её предоставление зависит от конкретного сотрудника. Более того, как показывает практика, очень маленький процент — это вина сотрудника.
Как будет выполняться регистрация жалоб, каждая компания решает сама. Это может быть папка с письменными жалобами на бумаге и журнал с записями. А можно использовать современные компьютерные технологии или специально разработанные для этого программы.