Система работы с претензиями клиентов, как и любая другая система в организации, требует оптимального решения. Причём для каждой отдельно взятой компании это будет своё оптимальное решение, с точки зрения целей, возможностей и ограничений. В любом случае эффективная система по работе с претензиями должна включать в себя следующие шаги:
- «Открытый, живой» приём и отработка претензий клиентов
Технологию непосредственной работы с претензиями клиентов мы уже рассмотрели в части 2 этой статьи (см. НоК № 174). Это начало пути в работе с претензиями. В больших компаниях вся работа с жалобами клиентов часто ложится на специальный отдел. В маленьких и средних компаниях этап приёма и отработки претензий клиентов чаще всего приходится исполнять практически всем сотрудникам, так или иначе взаимодействующим с клиентами.
- Фиксация всех жалоб клиентов в обязательном порядке по установленной в компании форме
Обычно в больших компаниях этим занимается отдел по работе с претензиями. В маленьких и средних компаниях у сотрудников, взаимодействующих с клиентами, должны находиться под рукой специальные формы, чтобы сразу зафиксировать претензию в случае её возникновения. В форме обязательно должны быть отмечены: суть претензии, время предъявления, предложенные варианты решений, что выбрал клиент, договорённости по срокам исполнения, точная дата и время решения проблемы.
- Информирование клиента о решении его вопроса или о ходе работы над его исполнением
Замечательно, если претензию удалось разрешить на первом шаге, сразу же при ее поступлении. Однако, часто решение проблемы клиента требует времени. Важно сообщать клиенту о ходе решения его вопроса и его завершении. Для клиента это знак, что компанию действительно волнует его проблема, что о нём заботятся, что вопрос не останется нерешённым. Мы уже говорили, что для клиента очень важно, чтобы его проблемы решались как можно быстрее. Необходимо фиксировать время, затраченное на работу с той или иной претензией, чтобы при возникновении подобных ситуаций ориентировать клиента, давать ему достоверную информацию о сроках.
- Ежемесячный анализ жалоб клиентов
Это, прежде всего, выяснение причинно-следственных связей по классическому вопросу «Почему?» Кроме того, результаты анализа должны учитываться при мотивации сотрудников, как принимающих претензии, так и тех, чьи действия дают повод для жалоб. Полученную информацию можно считать стратегической, так как вопрос удержания, сохранения клиентов становится ключевым для успешного развития бизнеса. Анализом претензий в маленьких и средних компаниях, как правило, занимается руководитель сотрудников, принимающих претензии. Например, начальник отдела обслуживания клиентов. В крупных компаниях анализом занимается либо непосредственный руководитель отдела по работе с претензиями, либо аналитическая служба.
- Разработка вариантов решений на стандартные часто повторяющиеся жалобы клиентов
Готовые альтернативы решений на стандартные претензии позволяют компании решить две задачи. Во-первых, у компании будут свои собственные, продуманные и исполнимые стандарты реагирования на жалобы. Во-вторых, существенно снизится психологическая нагрузка на персонал. Более того, они почувствуют некоторую поддержку, защиту со стороны компании.
На этом собственно система по работе с претензиями клиентов заканчивается, но есть ещё очень важный аспект применения её результатов на благо компании. Это разработка и внедрение мер по устранению причин возникновения претензий. На что компании направить свои усилия в первую очередь? Это может быть человеческий фактор, бизнес-процессы, распределение функциональных обязанностей, качество сырья, оборудование и т.д. Здесь море возможных вариантов ответа на вопрос «Почему?»