E (Economical) Это факторы экономического состояния рынка. Изучение всех экономических факторов и анализ их изменений может потребовать много времени, поэтому необходимо выделить несколько основных для свой компании и анализировать их.
Можно выделить наиболее важные:
- Изменение величины валового национального продукта – спад и рост в экономике
- Изменение курсов валют
- Изменение уровня инфляции
- Изменение производительности труда
- Изменение уровня безработицы
- Изменение норм налогообложения
- Изменение ключевой ставки рефинансирования и, как следствие, изменение ставок по кредитам и вкладам.
В отличие от других факторов именно экономическим аспектам обычно уделяется особенное внимание и за их изменениями следят руководители постоянно.
S (Socio — cultural) Это факторы социального и культурного состояния нашего окружения. Изучение социально-культурного макроокружения необходимо для того, чтобы понять, как социальные факторы влияют на наш бизнес. Выделим наиболее важные из них:
- Изменение демографической структуры общества
- Особенности менталитета и культурные ценности региона, в котором вы начинаете свой бизнес
- Уровень образования населения
- Отношение людей к работе
- Отношение к качеству жизни разных поколений
- Существующие в обществе обычаи, нормы, верования.
Изучение факторов социального и культурного состояния региона выходит на первое место, в случае открытия филиала или обособленного подразделения в другом регионе.
T (Technological) Это факторы, которые характеризуют развитие науки и техники. Анализ развития науки и техники позволяет рассмотреть открывающиеся возможности, увидеть перспективные идеи в создании новой продукции и новых услуг. Эта самая сложная часть PEST анализа и требует от сотрудника, который проводит такой анализ достаточных знаний и компетенций. Руководители предприятий всегда отслеживают новые технологии, которые появляются в той отрасли в которой они работают. Но этого не достаточно, уделяйте внимание и анализируйте инновации в других отраслях. Особое внимание уделяйте отраслям, которые активно развиваются, например, интернет-технологии.
Проводя PEST анализ, необходимо не просто описывать текущее состояние окружающей среды, а стремиться спрогнозировать изменение внешней среды на ближайшее время, на 3-5 лет вперёд. В этом случае ваш анализ поможет составить список рисков и возможностей и оценить вашу стратегию.
Если у вас остались вопросы, то вы можете их задать в комментариях к этой статье.