Блокнот руководителя

Как оценить разработанную стратегию

Современный бизнес требует стратегического планирования, а для создания стратегии необходимо мониторить все внешние факторы, которые могут оказать влияние на успешное развитие вашего бизнеса. Одним из методов, который сейчас активно применяется различными компаниями является PEST анализ. Это методика анализа внешней среды, которую используют для определения рисков и возможностей достижения целей стратегии. Внешнюю среду анализируют по 4 основным факторам:

политика — Political
экономика Economic
общество Society
технология Technology
Начальные буквы названий этих факторов и составляют название метода – PEST анализ. В бизнес-литературе на русском языке встречается ещё и СТЭП анализ, в котором оценивается воздействие этих же четырёх факторов:

Социальные
Технологические
Экономические
Политические.

Используя этот метод, мы не просто анализируем внешнюю среду как таковую, а оцениваем влияние внешней среды на выполнения наших стратегических задач. При проведении анализа очень важна личность, которой поручено этим заняться, его личное видение проблем. Привлекайте к проведению этой работы нескольких человек, тогда картина внешнего окружения будет более полной.
Рассмотрим каждый фактор PEST анализа более подробно.

P (Political)
Это факторы политико-правового окружения нашей компании. Внешняя политика государства обычно не сильно влияет на конкретный бизнес, но имеет влияние на внутреннюю политику и уже внутренняя политика в виде государственных программ или принятых законодательных актов может сильно повлиять на определённый вид деятельности. Например, внутренняя политика импортозамещения дала толчок развития определённых отраслей. Большее влияние на наш бизнес имеют конечно же правовые аспекты. Для анализа правового окружения, необходимо интересоваться не только имеющимися законодательными актами, но и проектами законов. При анализе этого фактора важно учитывать не только влияние имеющейся законодательной базы, а как принятие тех или иных законодательных актов могут повлиять на ваш бизнес. Следует отметить, что политико-правовой фактор может быть, как положительным и открывать перед нами новые возможности, так и отрицательным, создающим риски достижения стратегической цели.
E (Economical)

Это факторы экономического состояния рынка. Изучение всех экономических факторов и анализ их изменений может потребовать много времени, поэтому необходимо выделить несколько основных для свой компании и анализировать их.
Можно выделить наиболее важные:

  • Изменение величины валового национального продукта – спад и рост в экономике
  • Изменение курсов валют
  • Изменение уровня инфляции
  • Изменение производительности труда
  • Изменение уровня безработицы
  • Изменение норм налогообложения
  • Изменение ключевой ставки рефинансирования и, как следствие, изменение ставок по кредитам и вкладам.

В отличие от других факторов именно экономическим аспектам обычно уделяется особенное внимание и за их изменениями следят руководители постоянно.

S (Socio — cultural)

Это факторы социального и культурного состояния нашего окружения. Изучение социально-культурного макроокружения необходимо для того, чтобы понять, как социальные факторы влияют на наш бизнес. Выделим наиболее важные из них:
  • Изменение демографической структуры общества
  • Особенности менталитета и культурные ценности региона, в котором вы начинаете свой бизнес
  • Уровень образования населения
  • Отношение людей к работе
  • Отношение к качеству жизни разных поколений
  • Существующие в обществе обычаи, нормы, верования.

Изучение факторов социального и культурного состояния региона выходит на первое место, в случае открытия филиала или обособленного подразделения в другом регионе.

T (Technological)

Это факторы, которые характеризуют развитие науки и техники. Анализ развития науки и техники позволяет рассмотреть открывающиеся возможности, увидеть перспективные идеи в создании новой продукции и новых услуг. Эта самая сложная часть PEST анализа и требует от сотрудника, который проводит такой анализ достаточных знаний и компетенций. Руководители предприятий всегда отслеживают новые технологии, которые появляются в той отрасли в которой они работают. Но этого не достаточно, уделяйте внимание и анализируйте инновации в других отраслях. Особое внимание уделяйте отраслям, которые активно развиваются, например, интернет-технологии.

Проводя PEST анализ, необходимо не просто описывать текущее состояние окружающей среды, а стремиться спрогнозировать изменение внешней среды на ближайшее время, на 3-5 лет вперёд. В этом случае ваш анализ поможет составить список рисков и возможностей и оценить вашу стратегию.

Если у вас остались вопросы, то вы можете их задать в комментариях к этой статье.
  • Голец Татьяна Владимировна
    Заместитель директора по качеству
    фирмы КАМИН