Блокнот руководителя

Словарь терминов. Фасилитация

Фасилитация – ещё один новый и интересный термин. Несмотря на то, что термин в русскоязычной литературе появился недавно, я уверена, что большинство из вас или уже слышали его, или он вам хорошо знаком. Если вы ещё не встречали информацию об этой методике, то буду рада быть первой, кто вас с ней познакомит.

Так что же такое фасилитация? В переводе с английского означает помогать, облегчать, способствовать. Фасилитация, с одной стороны, процесс, с другой – группа навыков и набор инструментов.

Кому и зачем нужен этот набор инструментов? Данную методику используют прежде всего там, где есть необходимость обсудить проблему группой сотрудников, где решения принимаются коллегиально. Фасилитация – процесс организованной дискуссии и вовлечения всех участников в данное обсуждение. Важное замечание: эту методику используют на тех мероприятиях, бизнес-сессиях, где необходимо договориться и нельзя приказать. В итоге обсуждения каждый член команды должен согласиться и принять общее решение. Организацией работы группы сотрудников на таком мероприятии занимается управляющий этим процессом. Его называют фасилитатор или модератор. Некоторые специалисты считают, что модератор и фасилитатор – это одно и тоже, их оппоненты приводят список отличий, но соглашаются, что их роли очень похожи. Я буду использовать только термин фасилитатор, хотя многое из того, что он делает, делает и модератор мероприятия.
Фасилитатор – это прежде всего профессионал, хорошо владеющий методикой организации эффективной работы группы людей. Он помогает организовать встречу и управляет процессом коммуникаций во время её проведения. Например, если надо в процессе мероприятия разделить участников на группы, то фасилитатор не формирует эти группы по своему усмотрению, а предлагает сотрудникам поделиться на группы самостоятельно. Как вариант, предлагает выстроиться всем по месяцу рождения от января до декабря. Первой половиной будет одна группа, второй –другая.

Ведущий ставит интересы группы превыше всего, умеет направлять дискуссию в нужное русло, в своей работе использует разные инструменты и техники, умеет контролировать изменения в обстановке и видит затруднения участников, умеет выводить их из зоны комфорта.

Обычно фасилитатор не является экспертом в рассматриваемом на мероприятии вопросе и не принимает участие в обсуждении. Такая «отстранённость» позволяет ему легче организовать сессию и оставаться не заинтересованным в принятии того или иного решения.

Первыми, кто взял на вооружение эту методику, стали бизнес-тренеры. Активно эту методику используют в образовательных процессах, при обучении в бизнес-школах. Но этим дело не ограничилось, следующими, кто подхватил эту методику стали проектные команды. В ежедневной работе члены проектных команд должны договариваться между собой по разным вопросам, а это бывает сложно. Если проектная команда выработала согласованное мнение, то и её деятельность будет успешной, так как все сотрудники вовлечены в этот проект, все согласились, что эту работу надо делать именно так и никак иначе. На переговоры и согласование мнений в проектных командах уходит много времени. В обсуждении принимают участие самые активные и, что греха таить, самые громкие. Именно их высказывания все слышат, а интересные идеи тихих сотрудников остаются не услышанными.
Всё меняется, если на совещании проектной команды присутствует фасилитатор, модератор или ведущий. Он устанавливает правила и следит за их исполнением. Какие же это основные правила?

  • Все участники совещания равны.
  • Мнение каждого участника является важным.
  • Каждый должен высказать своё мнение.
  • Соблюдение регламента является обязательным.
  • Позитивный настрой участников просто необходим.

Как известно, любое совещание или обсуждение имеет свои этапы. В начале совещания оглашается повестка, по заявленной теме выступает основной докладчик. Далее идут прения, голосование и принятие решения. Совещание с использованием техник фасилитации, в целом, содержит все эти этапы, но проводится несколько иначе.

Фасилитатор в самом начале рассказывает о том, как будет проходить сессия, устанавливает правила и порядок действий. Во время совещания он следит за соблюдением этих правил. На следующем этапе идёт обмен мнениями по обсуждаемому вопросу. В отличии от обычного обсуждения, где говорит один или несколько человек, на фасилитационном необходимо собрать мнение всех участников и обязательно их зафиксировать. Для сбора этой информации используются различные методики, например, все одновременно записывают на карточки своё мнение. Если они это делают одновременно, то влияние чьего-то одного мнения сводится к минимуму. Далее идёт самый сложный этап – выбор из всего этого многообразия решения, которое устроит всех. Здесь можно использовать технику ранжирования. С принятым решением должен согласиться каждый участник и его нужно обязательно зафиксировать.

Положительный эффект от метода фасилитации проявляется при проведении мероприятий для поиска решений проблемных задач, которые не имеют очевидного и единственного решения. Эффективны и мероприятия, требующие творческого подхода. Применение фасилитации в обучении ведёт к вовлечённости участников в сам процесс и раскрытию потенциала каждого из них.

Какие ещё методики использует фасилитатор? Об этом чуть позже. Остались вопросы – задавайте.
  • Голец Татьяна Владимировна
    Заместитель директора по качеству
    фирмы КАМИН