Блокнот руководителя

Хотите убить управленческий учёт – поручите его бухгалтеру

Предыстория: перед нами два переговорщика. С одной стороны умный, образованный и весьма интеллигентный менеджер по продажам программного обеспечения (да, такие бывают), с другой стороны, такой же умный и весьма предприимчивый собственник небольшой компании. Он уже вкусил все прелести российского законодательства об онлайн кассах и проникся желанием государства знать всё обо всём, поэтому имеет вполне адекватный взгляд на реалии современной автоматизации.
Менеджер вполне объективно и на понятном бизнесмену языке (именно этот менеджер умеет правильно говорить настолько, что его тренер по продажам испытывает гордость за свою работу) объясняет, какое счастье будет в его деле, когда он, бизнесмен, находясь где-то на южном острове под пальмой, нажмёт несколько кнопок на своём смартфоне и получит отчёт о том, что у него сейчас (да-да, в режиме реального времени) с продажами, маржой, средним чеком, и эффективностью каждого менеджера. И вот в момент кульминации своей презентации, как казалось менеджеру абсолютно совершенной, бизнесмен вдруг озаряется осознанием чего-то очень высокого и личного и сообщает: «Ну, это надо поручить моему бухгалтеру!». Менеджер теряет дар речи, у него в голове происходит нестыковка – бухгалтер с Земли, а управленческий учёт с Марса!
Почему многие наши российские предприниматели связывают автоматизацию учёта с ролью бухгалтера?

Преувеличенное значение роли бухгалтера перекочевало к нам из советского прошлого, где все предприятия были унитарными, и бухучёт был средством контроля государства над эффективностью их деятельности. И уж совсем из середины прошлого века, когда директор и бухгалтер были «связаны одной цепью»: приписал в отчётах – сохранил место, не приписал – сел вместе с бухгалтером. К счастью, это осталось в прошлом. Посадить, и сейчас, конечно, могут, но за неуплату налогов, а не за то, как вы сами себе средний чек считаете и насколько план выполняете. Теперь это важно только вам.

Законодательство чётко регламентирует ту часть учёта, которая влияет на налогообложение, и осуществляет над ней неусыпный контроль, поскольку в ней Государство заинтересовано. И эту часть имеет смысл доверить профессионалу, чтоб комар носа, так сказать… А вот остальной учёт может быть настолько простым или настолько сложным, насколько этого хочет собственник. Я не утверждаю, что налоговый и бухгалтерский учёты существует отдельно. Они связаны с деятельностью предприятия настолько, насколько связаны и все остальные процессы.
Вернёмся к управленческому учёту. Кстати, это понятие весьма широкое. Здесь будут работать те законы, которые вы установили, и этот вид учёта выполняет ваши желания, а не желания ваших сотрудников или Государства.

Так почему же «классический бухгалтер» не способен организовать для вас управленческий учёт?

Раз. У бухгалтера отличная от вашей цель. Заплати налоги и спи спокойно – девиз бухгалтерии, да чтоб баланс сошёлся, дебет, так сказать, с кредитом. Задача всего процесса – нажатие кнопки «отправить в ФНС» и получить ответ «отчёт принят». Даже расчёт зарплаты часто направлен на правильно составленный 6-НДФЛ, а не на жалобы сотрудников. Если бы вы думали только об этом, где был бы ваш бизнес? А тут, между отчётными периодами, между которыми перерыва на самом деле не бывает, являетесь вы со своим расчётом себестоимости и эффективностью работы отдельных сотрудников.
Два. В профессиональных терминах бухгалтера нет таких понятий, которые нужны вам для оценки бизнеса. Среди «субконто», «сальдо» и «ПБУ» нет «воронки продаж», «оценки эффективности маркетинговых мероприятий» и даже «расчёта себестоимости». Для бухгалтера отчёт о прибылях и убытках лишь «Форма №2», а не труд, пот и бессонные ночи. И «дебиторская задолженность» для него строчка в балансе, а для вас переговоры разной жёсткости, юристы и отсутствие денег.

Три. Количество данных для управленческого учёта больше, чем для ведения бухгалтерии. Даже если ваша фирма «белая и пушистая» и не то, чтобы «чёрной» деятельности не имеет, а даже слегка «серую» себе не позволяет, всё равно данных из расходных накладных и выписок банка вам не хватит даже для самого поверхностного взгляда. Вам важно знать не сколько денег на расчётном счёте есть сейчас, это бухгалтерские данные, а сколько вы можете потратить за минусом обязательных платежей и налогов. Таким образом, что нужно считать и учитывать, чтобы получить потом нужный отчёт в удобной форме и в нужный срок для принятия управленческих решений, можете назвать только вы.

И что, бухгалтера «на мыло»? Он ни на что не способен? Нет, просто оставьте бухгалтеру то, за что он действительно может нести ответственность. Конечно, если ваш главный за учёт сотрудник не только бухгалтерию ведёт, но делает много другой работы, качество которой вас устраивает, вы ему доверяете, учитываете его мнение и цените его советы, то пусть будет так. Вот только это уже не бухгалтер, а кто-то другой. Может даже это ваш топ-менеджер, который совместно с вами несёт ответственность за результат деятельности в целом. Обратите внимание, «несёт ответственность».

Уважаемые директора и собственники! Знания об эффективности вашего бизнеса нужны только вам! Не перекладывайте ответственность на своих сотрудников, какую бы должность они не занимали. Не стройте иллюзий, что придёт кто-то и сначала построит для вас систему управленческого учёта, а потом научит вас ею пользоваться. Вы самый замотивированный и самый знающий сотрудник в вашей компании, вам и разбираться.

А помочь вам в этой работе сможет, в том числе, и бухгалтер. И ещё, вам потребуется помощь квалифицированных специалистов по автоматизации и программному обеспечению потому, что без ведения баз данных получать отчёты затруднительно и не надёжно.

Успехов!
  • Елисеева Евгения
    Заместитель директора по маркетингу
    фирмы КАМИН