Шаг второй
Определив цель исследования, необходимо сформировать ключевые факторы, влияющие на удовлетворённость сотрудников в конкретном бизнесе, и составить опросник для сотрудников. Формулировки факторов могут либо описывать желаемый результат, например, «уважительное отношение со стороны руководителей», либо определять направление действий, например, «чёткие рабочие процедуры». Последний вариант предпочтительнее.
В опроснике можно отвести место под идеи сотрудников, например, предложить ответить на вопрос: «Что, по Вашему мнению, Компания должна прекратить/продолжить/начать делать, чтобы её привлекательность как места работы выросла?»
Для более глубокого анализа в анкету полезно внести несколько «социально-демографических» критериев, например, пол, возраст, семейное положение, образование, стаж работы в компании, стаж работы на текущей должности.
Шаг третий: проведение опроса
Обязательным элементом хорошей организации опроса является эффективная коммуникация. Ведь нельзя принуждать сотрудников к участию в исследовании – они должны делать это добровольно. Основным побуждением должна стать реальная возможность повлиять на работу компании, о чём обязательно следует сказать во время объявления о начале программы по оптимизации.
К процедуре опроса есть два требования. Первое требование – конфиденциальность. Если у сотрудника возникнет малейшее сомнение в безопасности своего участия, можно не рассчитывать на получение достоверных результатов.
Второе требование – техническая возможность быстро и без ошибок обработать полученные данные. Оптимальный вариант организации опроса – с помощью интернет-технологий. Заполнение и анализ бумажных бланков потребует значительного объёма времени.
Задачу презентации исследования берут на себя первое лицо компании и непосредственные руководители. Кроме этого, сама опросная форма должна включать преамбулу с кратким описанием целей и задач исследования, а также простую и понятную инструкцию.
Шаг четвёртый: Анализ результатов и составление плана развития
После получения всех заполненных анкет в таблицу вносим результаты ответов, относящиеся к удовлетворённости.
Для оценки значимости того или иного фактора – дать самим сотрудникам возможность расставить приоритеты. Понимая, какие именно аспекты в первую очередь определяют уровень удовлетворённости, можно будет более эффективно распределять ресурсы компании.
Для уточнения картины стоит провести ряд фокус-групп и индивидуальных интервью с участниками опроса. По понятным причинам в фокусе внимания должны быть наиболее ценные и наиболее перспективные сотрудники. Вопросы для обсуждения: выявленные сильные и слабые стороны деятельности компании, а также сам опрос (непосредственная реакция участников и их ожидания относительно использования результатов исследования).
Если опрос проводится не в первый раз, открывается возможность сравнить ход и динамику развития организации по тому или иному показателю, а если опрос проводился в масштабах компании, то сопоставить между собой результаты по различным подразделениям – функциональным и территориальным.
Шаг пятый: разработка плана развития
Осознание сильных и слабых сторон организации деятельности компании должно вылиться в план действий по устранению выявленных узких мест. Лучше сосредоточиться на 3-5 проблемах, чем рисовать масштабные, но невыполнимые проекты. В первую очередь, следует обратить внимание на переменные, имеющие наибольшее значение на конечный результат, но получившие самые низкие оценки.
Чем конкретнее план, тем больше вероятность увидеть его результат.
Шаг шестой: Представление результатов исследования. Выводы и рекомендации
Если участники не увидят результатов исследования, можно быть уверенным, что к следующему они отнесутся с прохладой. По этим же причинам не стоит затягивать с презентацией итогов опроса – чем раньше, тем выше интерес и вовлечённость, тем больше комментариев и идей можно будет получить.
Работникам важно видеть, что их участие в опросе повлияло на работу компании, что руководство действительно хочет решить их проблемы и делает соответствующие шаги для этого.
Руководству же важно продемонстрировать искреннее желание действовать в соответствии с итогами опроса. Последним шагом исследования должны стать признание проблем, подготовка плана дальнейших действий и ознакомление с ним сотрудников. Ну а далее – воплощение плана в жизнь, постановка конкретных целей и их достижение.
Последние слова презентации – благодарность за участие в исследовании, заданные вопросы и предложенные идеи.
Шестой седьмой: реализация и мониторинг исполнения плана
Доверие и мотивацию сотрудником можно сохранить только, если они на регулярной основе будут получать информацию об актуальном состоянии проекта. Например, ежемесячный отчёт с описанием текущих результатов, проблем и следующих шагов поможет увидеть прогресс и вовремя внести поправки.
Если руководство не готово или сомневается в том, что по итогам исследования сможет изменить к лучшему работу компании, лучше сразу отказаться от идеи опроса сотрудников.
По вопросам развития персонала обращайтесь по телефону (4842) 27-97-22