Блокнот руководителя

Маркировка 2019: зачем, кому и как

Тема маркировки уже неоднократно затрагивалась нами в статьях. Но вопросов, касающихся этой системы, не становится меньше.

Напомним нашим читателям, что же скрывает в себе понятие «маркировка». Это нанесение специального уникального кода, с помощью которого можно отследить движение товара от производства до розничного покупателя. Коды бывают разными: для сигарет используют двухмерный код DataMatrix, для лекарств — QR-код. Они зашифрованы, и их невозможно подделать.
Все, кто работает с маркированным товаром, будут загружать данные в государственную систему маркировки. Оператором единой системы маркировки назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Эта система получила название «Честный знак». Основная цель маркировки – максимально избавиться от поддельных товаров, повысить качество и прозрачность выпускаемой продукции. Начиная с 2016 года, под эту систему уже попали алкоголь (ЕГАИС), шубы, мясная и молочная продукции (Меркурий). А в 2019 году маркировка затронула самые популярные товары: от табака до шин и духов.

Процедура маркировки

Основными задачами ЦРПТ является создание, контроль уникальных кодов и регистрация участников в эксперименте. Производителю продукции необходимо нанести эти коды. В тестовом режиме они выпускаются бесплатно, затем услуга станет платной. Взаимодействие с дистрибьютором происходит при помощи УПД (универсальный передаточный документ) через систему электронного документооборота. Если возникли какие-либо несоответствия, УПД принимать нельзя. Поступление товара в розничные магазины происходит по той же процедуре и с таким же УПД. Конечному пользователю данной цепочки, покупателю, продавец должен отсканировать код на онлайн-кассе, который передаётся в ОФД, и выдать чек.
Сроки маркировки товаров:

  • март 2019 – маркировка табака;
  • июль 2019 года – маркировка обуви;
  • декабрь 2019 года – маркировка духов и туалетной воды, трикотажных блузок, пальто и полупальто, плащей и курток, ветровок и штормовок, постельного, столового, туалетного и кухонного белья, фотоаппаратов и ламп-вспышек, шин и пневматических покрышек;
  • с февраля 2019 года начинается маркировка лекарственных средств.
Что необходимо сделать собственнику бизнеса:

Нужно понимать, что противиться этой системе нет смысла, и она коснётся каждого. К 2024 году предстоит промаркировать практически все товары, продающиеся в магазинах: от носков до туалетной бумаги. Бизнесу остаётся лишь смириться с мыслью о том, что маркировка неизбежна. Как бы вы не хотели, но придётся озадачиться её внедрением и подготовиться к определённым финансовым затратам, которые будут сильно зависеть от степени вовлечённости в процесс маркировки и уровня автоматизации компании.

Что предстоит сделать:

  • зарегистрироваться на сайте «Честный знак»;
  • подключить электронный документооборот;
  • приобрести онлайн-кассу. Если есть, проверить актуальность прошивки. Так как на устаревших версиях необходимый по законодательству РФ функционал отсутствует (к примеру, ИНН покупателя, ставка НДС);
  • определиться с товароучётной системой (если есть, проверить актуальность релиза);
  • подключить 2D-сканер.

Если в ассортименте вашего предприятия нет товаров, которые уже надо маркировать, то у вас ещё есть время на поэтапный переход. Тогда расходы будут не такими ощутимыми. Главное, не откладывать всё на последний день. Опыт предыдущих лет показывает, что это только увеличивает расходы.

Специалисты фирмы КАМИН с удовольствием помогут подобрать наиболее оптимальный вариант с учётом специфики вашего бизнеса. По всем вопросам приобретения, обращайтесь по номеру (4842) 27-97-22 доб. 1111.
    • Химич Мария
      Менеджер по продажам
      фирмы КАМИН