Зато тот самый тайный покупатель в какой-то части решает задачу обратной связи. Что такое обратная связь и почему она так важна? Обратная связь в коммуникациях – это реакция человека на сообщение, действие или событие, о которой источнику стало известно. По сути, человек сообщает вам о том, какие эмоции и мысли вызвали у него ваши действия. Это осознанное действие, требующее навыка и доверия. Научиться правильно давать обратную связь, чтобы человек-источник не обиделся, а принял ваш посыл, как материал для собственных изменений, не так-то просто. Если тайному покупателю поставлена задача не просто оценить действие продавца по определённым параметрам, а поделиться эмоциональным откликом на его слова и действия, то у продавца появится материал для самоанализа. Вообще всё обучение в коммуникациях сводится к тому, чтобы сделать поведение продавца более эффективным. И самый короткий путь к этому, если покупатель скажет сам, что для него в вас приятно, а что нет.
Как самостоятельно организовать работу с тайным покупателем? Подготовьте покупателей, это должны быть люди, попадающие в вашу целевую аудиторию, но не из вашей организации, желательно, с навыком давать обратную связь. Поставьте ему задачу – фиксировать собственную реакцию на фразы и поведение продавца. После переговоров ситуация разбирается сразу, это важный элемент обратной связи. Начинает всегда сам менеджер, что, с его точки зрения, было хорошо, а что не очень. Далее говорит «клиент» и начинает с того, что получилось, что в поведении менеджера сработало, затем о том, что не получилось – «зоны роста». Словарный запас «покупателя»: «в этот момент я почувствовал», «мне показалось», «я подумал», «я ощутил давление (доверие)» и т.п. Надо понимать всем участникам процесса, что в этих инструментах всегда оценивается только поведение. Здесь не уместно «надо было бы...» или «ты должен был сделать». Мы не знаем, что на самом деле надо было бы...
Верните «тайного покупателя» в свой арсенал обучающих инструментов. Но помните, что любая имитация переговоров очень субъективна! И это просто факт, с которым придётся смириться.