Блокнот руководителя

Правильные вопросы, которые изменят мир вокруг вас!

Современный мир построен на системах коммуникаций. Мы общаемся как на уровне отдельного человека, так и на уровне крупных организаций и предприятий. Существует много способов связи, частью из которых мы пользуемся каждый день. При этом самым главным фактором, определяющим эффективность таких коммуникаций, остаются люди. От их умения вести диалог, ставить задачи и проводить переговоры зависит, как будут решаться профессиональные или личные задачи каждого конкретного человека. Сегодня мы остановимся на вопросе, как сделать свои коммуникации более эффективными.

Решение есть – задавайте собеседнику вопросы. Великий Гёте говорил: «Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали». Подумайте и вспомните, сколько вопросов вы задаёте, чтобы узнать нужные сведения для получения результата. Например, во время последнего разговора с домочадцами, при совершении покупки в магазине или на работе при постановке задачи. Вы уверены, что вашу просьбу поняли правильно? Ведь нет ничего более информативного в нашей речи, чем правильно заданный вопрос и правильно интерпретированный ответ.

Какие вопросы бывают, какой вид приносит больше объективной информации, а какие лучше использовать при завершении разговора или переговоров – об этом дальше.
Открытые вопросы используются тогда, когда надо узнать текущее состояние дел, получить более полную картину от противоположной стороны, разговорить и получить максимум информации. Открытый вопрос подталкивает к диалогу, развёрнутому ответу с обоснованием своего мнения. Например: «Какие планы у тебя на вечер?», «Какие марки телевизора поддерживают SmartTV?», «Что нужно, чтобы ты быстро и качественно выполнил эту задачу?». Второй участник разговора может ответить на открытый вопрос коротко, но это скорее исключение, чем правило. Открытые вопросы – основной инструмент получения информации от второй стороны диалога. Их количество определяет насколько верной и «объёмной» информацией вы обладаете для получения искомого результата.

Закрытые вопросы используются тогда, когда необходимо получить короткий и однозначный ответ «да» или «нет». Такие вопросы, как правило, используются для закрепления итогов переговоров или выяснения очень конкретных «узких» вопросов. Например: «Ты вечером свободен?», «Этот телевизор поддерживает функцию SmartТV?», «Задача понятна?». Иногда можно на закрытый вопрос получить развёрнутый ответ, но для этого собеседнику надо сделать дополнительное усилие и преодолеть контекст вопроса, предполагающий односложность ответа.

Альтернативные вопросы позволят получить больше информации, чем закрытые вопросы, но меньше, чем открытые. Для ответа на альтернативный вопрос, нельзя сказать просто «да» или «нет», нужно назвать выбираемый вариант, но при этом обосновывать свой выбор необязательно. Например: «Ты сможешь помыть подоконник сегодня или завтра?», «Вы порекомендуете SmartTV от корейских или японских производителей?», «Ты выполнишь эту задачу к четвергу или пятнице?».

Как видно из приведённых примеров, вопросы используются абсолютно во всех аспектах жизни: в семейном кругу, в социальных контактах и, конечно, в профессиональной деятельности. Именно поэтому я рекомендую провести небольшой личный эксперимент – проследить за собой и посчитать, сколько вопросов и каких видов вы использовали в течение дня. Если в вашей речи преобладают закрытые вопросы, то вполне вероятно, что вы не получаете всей полноты «картины» о ситуации, и это может привести к ошибке в принятии решения с долгосрочными, а иногда и катастрофическими, последствиями.

Наша жизнь пронизана огромным количеством информации. Умение получать её зависит целиком от нас. Наши слова и вопросы определяют успехи как в личной жизни, так и на профессиональном поприще. Вспоминайте об этом чаще!
Жирнов Евгений
Руководитель отдела продаж и развития партнёрской сети фирмы КАМИН
Контакты
г. Калуга
пер. Теренинский, д. 6а
(4842) 27-97-22
market@kaminsoft.ru
Подписаться на рассылку