Блокнот руководителя

Кто лучше: фрилансер, аутсорс или штатный системный администратор?

В любой компании возникают разные технические проблемы. Отсюда вопрос – кто их будет решать. Иногда на помощь приходит самый «прошаренный» сотрудник или руководитель. Если у вас такой есть – вам повезло. Если нет – вам нужен системный администратор, то есть сотрудник, должностные обязанности которого подразумевают обеспечение штатной работы парка компьютерной техники, сети и программного оборудования. Перед работодателем стоит выбор: нанять в штат системного администратора, обратиться к фрилансеру, заключить договор на техническое обслуживание со сторонней компанией или комбинировать все эти варианты. Расскажу своё видение ситуации, но не надейтесь, что я сделаю выбор за вас, хотя в конце подведу некоторые итоги. В статье я буду ориентироваться на компанию, где компьютерный парк включает не более 100 технических устройств (персональных компьютеров, серверов, МФУ и т.п.). Сразу скажу, если в компании сотни таких устройств, без штатного сотрудника (а точнее нескольких) вы вряд ли обойдётесь.
Рассмотрим три основных критерия, по который будем принимать решение.

Первый критерий
– знаете ли вы сотрудника, который будет у вас работать, приезжать или удалённо подключаться. Здесь нужно обратить внимание на профессионализм, ответственность и стоимость за выполненную работу. Разберём каждый пункт отдельно.

Профессионализм – индивидуальный параметр, который зависит только от человека и его опыта. Для вас профессионалом будет тот, кто может решить вашу проблему и знает именно вашу специфику работы. Как человеку, далёкому от мира it-технологий, выбрать такого специалиста? Совет простой, если вы сами не сможете определить уровень знаний, попросите это сделать того, кому доверяете, или нанимайте по рекомендации знакомых.

Из личного опыта скажу, часто кажется, что новый сотрудник со стороны разбирается лучше, бывает и так. Но штатный сотрудник, как правило, знает устройство вашей сети, ваше оборудование и установленное программное обеспечение. Это и плюс, и минус одновременно. Плюс – он быстрее ориентируется в вашей инфраструктуре, минус – у него может быть меньше опыта за счёт того, что он работает только у вас. Сотрудникам аутсорса (или фриланса) приходится в течение дня решать самые разносторонние задачи, но, повторюсь, всё индивидуально.
Ответственность – к сожалению, этот параметр очень тяжело определяется на начальном этапе. Уровень ответственности проверяется только временем. Можно, конечно, посмотреть на внешний вид, пунктуальность человека, но, увы, это помогает не всегда. Здесь, как правило, выигрывают штатные сотрудники (хотя бы потому, что они всегда рядом, и вы всегда сможете напомнить о проблеме J) или аутсорсинг (как правило, из-за договора на обслуживание, где прописаны штрафные санкции). Что касается фрилансеров, то есть утверждение, что они наименее ответственны. Если фрилансер «пропадёт», спросить будет не с кого. Ещё хуже, если он пропадёт со всеми критичными для вашей работы данными: логинами, паролями, персональными данными или информацией коммерческого характера.

Цена – важный параметр, хоть и последний в списке. Выиграет тут, как правило, фрилансер. Здесь стоит обратить внимание на три пункта.

Первый – почасовая оплата. С одной стороны, это нормально, если человек работает и действительно решает вашу проблему. Но, по факту, проблема может решаться час, день и больше. Один сотрудник решит её быстро, другой будет просто учиться на вашей технике или специально тянуть время. Идеальный вариант – договориться на обслуживание по принципу: есть проблема – её решение будет стоить определённую сумму. Если сумму вам назвать затрудняются, договоритесь о диагностике (исследовании), обычно это недорого. Отсюда вытекает второй пункт – старайтесь получить информацию о максимальной цене. Третий – недобросовестные сотрудники, которые требуют значительно больше денег за свои услуги или вообще услуги не оказывают. Старайтесь их вычислить на начальном этапе. Это может быть сложно, но можно попробовать к этому подготовиться: в интернете много информации на эту тему. Я остановлюсь на нескольких моментах. Во-первых, постарайтесь заранее узнать примерный диапазон цен. Во-вторых, обговорите стоимость работ заранее, лучше при свидетелях. В-третьих, вас должен насторожить слишком подробный прейскурант услуг, где могут фигурировать услуги, например, по отдельной оплате за каждый установленный драйвер. В-четвёртых, настороженно относитесь к тем, кто берётся практически за решения всех проблем.
Второй критерий – оперативность, как быстро будут решаться технические проблемы. Тут будет выигрывать штатный сотрудник (если, конечно, он не в командировке, отпуске или больничном). Если вы выбрали фрилансера или аутсорсера, постарайтесь обращаться к одному и тому же человеку. Чем больше он будет работать с вами, тем лучше он будет знать, где у вас что установлено и как настроено. Для решения многих проблем уже не понадобится выезд к вам, достаточно удалённого подключения. Определитесь для себя, насколько вам требуется оперативное решение проблем, и критичны ли для вас простои.

Третий – какого размера ваш парк компьютерной техники, как вы расположены территориально. Измерять сложность администрирования вашего компьютерного парка только количеством устройств не совсем правильно. Как минимум, нужно учитывать специфику вашего программного обеспечения, наличие разных технических устройств, физическое расположение сегментов сети и т.п. Например, если у вас менее 10 компьютеров, выбор, как правило, падает на фрилансера. От 10 до 30 – можно задуматься о штатной единице или заключать абонементный договор. Считается, что 30 – 50 компьютеров, это то количество, когда вам уже нужен администратор в штат, если 50 – 100 и более – в штате уже необходим сисадмин (возможно, не один), или должен быть договор с серьёзной организацией, которая будет вас обслуживать.

Теперь небольшой итог. Сразу отмечу, моё мнение может не совпадать с мнением большинства. Скорее всего, не важно, какой вариант вы выберите, важно – какой человек (или обслуживающая организация) с вами будет работать, и насколько он знает вашу инфраструктуру.

В качестве итога выскажу своё мнение. На мой взгляд, идеальный вариант будет комбинированный. Например, пусть у вас в штате будет свой специалист, который решает технические задачи. Более сложное программное обеспечение, как правило, это 1С, рекомендую отдать на обслуживание сторонней организации, например, фирме КАМИН. Пусть это звучит как реклама, но, согласитесь, компания, специализированная на обслуживании системы 1С:Предприятия, включает большое количество специалистов по самым разным направлениям хозяйственной деятельности со знанием разных прикладных решений 1С. Следовательно, такая компания сможет более грамотно и оперативно решить вашу проблему.

Успехов вам и вашему бизнесу!
Остались вопросы - оставьте заявку.
Мы вам поможем.
Как удобнее с Вами связаться:
"Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности"
  • Фетисов Андрей
    ИТ-специалист
    фирмы КАМИН