Блокнот руководителя

Какое платное программное обеспечение можно заменить бесплатным?

Представим обычную жизненную ситуацию. Вы решили обновить компьютерный парк. Как думаете, сколько нужно потратить денег на покупку самого простого нового бюджетного офисного ПК? Многие ответят примерно 20 – 25 тысяч рублей. И, кажется, это не так уж и много. А теперь, посчитаем. Чтобы поставить компьютер в работу, на нём, как минимум, должны быть операционная система и офисный пакет. Считаем ещё раз.
Самое простое бюджетное «железо» обойдётся примерно в 20 тысяч рублей.
Стоимость программного обеспечения (ПО), которое необходимо установить (в зависимости от версии продукта, типа лицензии, места покупки, статуса поставщика):

  • Операционная система (обычно Windows) - от 8 до 14 тысяч рублей;
  • Офисный пакет (обычно MS Office) - от 10 до 24 тысяч рублей.

А ещё в этот список нужно добавить архиватор (WinRAR – около 2 тысяч рублей), антивирус (около 2 тысяч рублей на место), файловый менеджер (Total Commander – около 2 тысяч рублей), очень часто что-нибудь для работы с графикой (если это будет Adobe Photoshop – около 35 тысяч рублей).
Даже, если не брать в расчёт стоимость другого ПО, с которым работает ваша организация, уже получается, что стоимость покупки нового ПК выросла примерно в два с половиной раза.

Что делать и можно ли уменьшить эту сумму? Давайте подумаем. Сначала о грустном. Windows, скорее всего, придётся оставить в списке покупок. Продвинутые руководители скажут, то можно же в качестве операционной системы использовать Линукс. И теоретически будут правы. Однако те, кто используют Линукс в работе, всегда имеют в штате технического специалиста или даже целый штат. В основном это бюджетные организации. Я не имею ничего против Линукса, скорее наоборот, но, если вы небольшая компания и айтишник у вас редкий гость, я бы не рекомендовал его вам. Поэтому, о замене операционной системы мы говорить не будем.
Как же сэкономить? На помощь нам, в первую очередь, приходит мир «свободного программного обеспечения» или Open source. В определённом смысле, это целая идеология. Для нас же важно то, что мы можем использовать свободный софт бесплатно, и это не противоречит лицензионному соглашению. В мире свободного ПО очень много хороших решений, на которых работает огромное количество серверов и рабочих станций пользователей в мире. Сразу скажу, в статье не планирую хвалить бесплатный софт, с ним бывает очень много проблем (как и с платным, если быть честным). Постараюсь быть объективным. Главный плюс замены платного софта бесплатным – экономия. Про минусы будем говорить отдельно в каждом случае.

Мы рассмотрим несколько типовых примеров, которым однозначно стоит доверять.
Первый пример – MS Office. Его можно заменить свободным офисом, один из самых распространённых, пожалуй, будет libreoffice. Сначала о минусах. Во-первых, отличия в графическом интерфейсе, как визуально, так и в настройках. Во-вторых, совместимость документов. Открываете присланный вам документ MS Office, а он разъехался, или картинка пропала. В-третьих, отправляя файлы libreoffice в другие компании, можно забыть поменять расширение файла, и ваши клиенты могут не понять, что же им прислали????. В-четвёртых, проблема совместимости файлов внутри даже одной линейки libreoffice. Документ, созданный, например, в пятой версии, может некорректно открыться в шестой. А теперь главный плюс – экономия от 10 до 24 тысяч рублей на одно рабочее место.

Второй пример – архиватор. У большинства установлен WinRar. Его можно заменить без особых проблем программой 7zip, также очень известным, но уже свободным архиватором. Из недостатков - официальный сайт время от времени не работает. Экономия – около 2 тысяч рублей на одно рабочее место.

Третий пример – графический пакет. Если ваша компания профессионально занимается компьютерной графикой – вариант вам не подойдёт. В других случаях у Adobe Photoshop тоже есть замена. Это Gimp - бесплатный графический редактор. Да, он отстаёт от Adobe в плане функционала. Однако нужно учесть, что Photoshop на компьютер часто устанавливают просто для того, чтобы запустить его раз в год и подредактировать фотку с корпоратива. Экономия около 35 тысяч рублей за место очень значительна.

Четвёртый пример – файловый менеджер. Да, ими пользуются не все, но, по моему опыту работы с клиентами, примерно у каждого пятого пользователя на работе установлен Total Commander. Его бесплатная альтернатива – Unreal commander. Экономия – около 2 тысяч рублей на место.

Пятый пример – антивирус. Вот тут бы не рекомендовал экономить. Лучше купить хороший антивирус от известного производителя, например, компании Касперского или ESET. Но сэкономить тоже можно – установить бесплатную версию антивируса Касперского. Хочу обратить внимание, данный продукт не относится к миру свободного ПО. Просто не все коммерческие программные продукты являются платными. Итого: нежелательная экономия до 2 тысяч рублей на рабочее место.

Это было ПО, которое обычно знают все, и, наверняка, оно установлено у вас в компании. Рассмотрим же ещё несколько более специфических примеров, которые могут быть полезны.
Многие слышали о Microsoft Visio - графический редактор диаграмм и блок-схем. Его, как правило, можно заменить облачным редактором Draw.io. Минус – только если вы работаете с готовыми документами и должны следовать определённым шаблонам, которые не всегда можно реализовать в облачном редакторе. В остальных случаях Draw.io вполне работоспособен. Экономия – около 35 тысяч рублей. Есть много свободного ПО в мире САПР (систем автоматизированного проектирования). Здесь экономия может составлять от нескольких тысяч долларов на одно рабочее место. Но, по отзывам знакомых, качество работы такого ПО в коммерческих проектах, часто оставляет желать лучшего. Существует большое количество разных бесплатных CRM-систем.
В качестве заключения, выделим пункты, на которые необходимо обратить внимание при выборе бесплатного софта.
  • Во-первых, узнайте, сколько времени существует данный программный продукт (или компания, которая его выпускает).
  • Во-вторых, насколько данный софт широко распространён, много ли положительных или отрицательных отзывов.
  • В-третьих, выходят ли оперативно обновления и устраняются ли уязвимости и ошибки системы.
  • И, наконец, есть ли возможность связаться со службой поддержки (раньше многие бы посмеялись над этим, но сейчас это становится всё более актуальным).
Остались вопросы - оставьте заявку.
Мы вам поможем.
Как удобнее с Вами связаться:
"Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности"
  • Фетисов Андрей
    ИТ-специалист
    фирмы КАМИН