Блокнот руководителя

Азы финансовой грамотности.
Себестоимость и управление затратами

Зачем руководителю предприятия погружаться в финансовый учёт, интересоваться себестоимостью товаров или продукции? Всё просто. Разница между продажной стоимостью и полной себестоимостью покупных товаров – это финансовый результат торгового предприятия. Чем больше эта разница, тем больше прибыль торговой точки. У производственного предприятия всё несколько сложнее, но принцип формирования финансового результата такой же.

Какая польза от этих знаний? Зачем во всё это вникать? Бухгалтер посчитает себестоимость, к ней добавим нужную наценку, определим продажную цену товаров и будем продавать. Вроде всё просто, но только до тех пор, пока вы не начнёте свой бизнес. Те из вас, кто занимается торговой деятельностью, прекрасно понимают, что цена, по которой вы продаёте товар, очень слабо зависит от вашего желания установить нужную наценку. Продажная цена товаров зависит от уровня спроса и предложения. Если ваш товар уникальный, то вы можете установить любую цену. Но насколько он уникальный? Таких товаров практически нет, аналоги либо есть в магазине по соседству, либо в интернет-магазине. Цены, которые предлагают ваши конкуренты существенно ограничивают вашу продажную цену.

Мы не можем влиять на цену продажи. И чтобы получить нужную нам прибыль мы должны снизить себестоимость товаров, а для этого надо погрузиться в финансовый учёт и разобраться в правилах формирования себестоимости.

Себестоимость товаров в первую очередь состоит из покупной стоимости товаров и затрат на доставку товаров на склад. Можем ли мы этим управлять? Конечно можем. Мы можем найти поставщика товаров с более низкими ценами или снизить стоимость доставки. Это достаточно очевидно, но в полную себестоимость мы включаем ещё и все остальные затраты нашего предприятия. Анализ затрат предприятия является очень увлекательным занятием и помогает понять рентабельно ли оно. Какие действия надо предпринять, чтобы работать с прибылью. Данные для такого анализа можно получить из данных бухгалтерского и налогового учёта.
При ведении бухгалтерского учёта все расходы организации группируют по статьям затрат. Сколько этих статей будет создано, это зависит только от вас. Вы можете вести учёт расходов укрупнённо или детально. Количество статей затрат должно быть достаточным, чтобы обеспечить нужный анализ расходов. С другой стороны, детальный учёт расходов требует от сотрудников, которые оформляют первичные документы дополнительных усилий, дополнительного времени на подбор правильной статьи расходов. При написании учётной политики по организации, списку статей затрат надо уделить должное внимание. Их не должно быть очень много, но должно быть достаточно для организации анализа затрат.
Организации стараются сблизить бухгалтерский и налоговый учёт и используют в бухгалтерском учёте деление расходов по статьям затрат, учитывая требования налогового кодекса. В этом случае обычно выделяют группы расходов, такие как амортизация, материальные затраты, затраты на оплату труда, налоги и взносы с фонда оплаты труда и прочие затраты.
Такой простой аналитики хватает для очень маленькой компании, но если компания побольше или у неё несколько видов деятельности, то её уже недостаточно. Если у вас производство, то организация учёта затрат будет еще сложнее и многообразнее. Вы можете подобрать для своей организации оптимальный вариант деления затрат на группы. Существует много разновидностей группировок, у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Какие из них выбрать? Какие группировки можно использовать для своей организации? Однозначного ответа нет. Надо выбрать месяц и провести анализ затрат используя разные группировки. Вы обязательно подберёте для себя те из них, которые более полно отражают вашу деятельность.
Рассмотрим некоторые из них.

Деление затрат на основные и накладные является одним из популярных методов. К основным затратам относятся те, которые связанны с основной деятельностью предприятия. К накладным расходам относятся расходы, связанные с управлением организации, обычно они состоят из общехозяйственных и общепроизводственных расходов. Анализу подвергают соотношение основных затрат к накладным. Если процент накладных затрат большой, то это повод проанализировать все затраты, так быть не должно. Большой процент накладных затрат говорит нам о том, что у вас имеется очень много расходов, не связанных с производственной деятельностью, и ваша организация при уменьшении объёмов производства может стать убыточной.

Деление затрат на прямые и косвенные необходимо производственному предприятию. Такое деление позволяет понять, как тот или иной расход влияет на себестоимость продукции.

Прямые затраты - это расходы сырья, материалов, начисленная зарплата рабочих производственных подразделений и другие затраты, которые относятся непосредственно на конкретный вид продукции.

Косвенные затраты – это затраты, которые нельзя отнести на определенный вид продукции, обычно это затраты по управлению компанией.

Существует два способа отражения косвенных расходов. Один из них, косвенные расходы включаются в себестоимость конкретной продукции. Особое внимание в этом случае нужно уделить выбору базы распределения косвенных расходов на разные виды продукции. Какую базу распределения выбрать? Выбор базы распределения зависит только от особенностей вашей организации. Распределение расходов может быть различным для разных статей затрат. Например, при распределении затрат зарплаты управленческого персонала можно использовать в качестве базы распределения зарплату сотрудников, работающих на производстве. В этом случае, в себестоимости конкретного вида продукции, доля управленческой зарплаты будет больше у той продукции, у которой больше затрат, связанных с зарплатой.

Если у вас производится несколько видов продукции, то при разных методах распределения косвенных затрат на полную себестоимость, вы можете получить разные цифры себестоимости конкретной продукции. Правильно подобранные методы распределения помогут вам формировать наиболее точную себестоимость продукции и анализировать увеличение или уменьшение затрат.

Еще один часто используемый способ группировки затрат производственного предприятия позволяет анализировать затраты в зависимости от количества произведённой продукции, в этом случае все затраты делят на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объёма продукции и не меняются при увеличении или снижении производства. Это может быть арендная плата, амортизация оборудования, зарплата руководства производственных подразделений, расходы на рекламу. Постоянные затраты, которые относятся на единицу продукции могут меняться при изменении объёма произведённой продукции.
Переменные затраты зависят от объёма производства. При изменении количества произведённой продукции изменяются и переменные затраты. К переменным затратам относятся затраты на сырьё и материалы, зарплата работников, занятых в производстве.

Для производства одного изделия необходимо определённое количество материалов. Если вы производите сто изделий, то и количество материалов увеличивается примерно в 100 раз. Заплата сотрудников на производстве обычно зависит от количества произведённой продукции и так же возрастёт в 100 раз в этом случае. А вот доля постоянных затрат будет меняться по-другому на этом примере. При производстве 1 изделия, в себестоимость этого изделия попадает вся сумма постоянных затрат. При производстве 100 изделий, в себестоимость единицы продукции попадёт только одна сотая суммы постоянных затрат. Чем больше производится продукции, тем ниже её полная себестоимость.

Учёт затрат в пределах норм используют производственные предприятия. Организация такого учёта в компании позволяет контролировать отклонения фактической себестоимости от плановой.

Откуда взять эти нормы, как рассчитать плановую себестоимость продукции? Поискать на просторах интернета? Спросить у организации, которая занимается таким же видом деятельности?

Плановую себестоимость надо посчитать самостоятельно. В плановую себестоимость включают прямые и переменные затраты. Обычно их рассчитывают на основании сложившихся цен на материалы, к этой стоимости добавляют затраты на оплату труда, «зарплатные» налоги и сборы, амортизацию производственного оборудования и другие. Впервые рассчитанные нормы плановой себестоимости часто сильно отличаются от фактических затрат из-за различных допущений в расчётах. В дальнейшем плановую себестоимость уточняют на основании фактических данных и отклонения фактической себестоимости от плановой должны стать минимальными. Руководитель должен понимать эти цифры и видеть за счёт каких затрат изменилась себестоимость. Он сможет проанализировать и понять, что произошло. Произошло увеличение или уменьшение себестоимости и увидеть причину этих изменений, рост цен и тарифов, плохое качество материалов или что-то другое. Такой анализ позволяет контролировать затраты и вовремя осуществлять корректирующие действия. Руководитель может пересмотреть нормы списания расходов, если увеличение затрат обоснованно, либо оставить нормы в прежних размерах.

Руководитель организации должен принимать активное участие в регулярном анализе затрат, в создании системы группировок затрат. Такой анализ затрат позволит вам планировать и управлять затратами, принимать хорошие управленческие решения.
Остались вопросы - оставьте заявку.
Мы вам поможем.
Как удобнее с Вами связаться:
"Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности"
  • Голец Татьяна Владимировна
    Заместитель директора по качеству
    фирмы КАМИН