Блокнот руководителя
Краткосрочное бизнес-образование. За и против

  • Автор
    Елисеева Евгения
    Заместитель директора фирмы КАМИН. Бизнес-тренер и консультант
Бизнес в России еще совсем молодой. И те, кто начинал с его истоками, черпал информацию в основном из западных источников. Сейчас мы имеем собственный опыт, есть свои консультанты и авторы. Плохо переведённые книги, перешли в семинары, потом в моду вошли тренинги, потом все это слилось в конференции – солянку из докладов, мини-тренингов и мастер-классов, а те, кому в группах не удобно, пошли к коучерам. А ещё, интернет и удалёнка подарили нам вебинары, что позволило сэкономить время и деньги. Появилась целая отрасль – краткосрочное бизнес-образование.

Конечно, MBI никто не отменял. Но это не предмет нашего обсуждения. Мы поговорим о коротких курсах в разных форматах по тем или иным вопросам бизнеса. Для удобства назову их в статье семинары.

Зачем предприниматель идет на семинар? Задаю этот вопрос в начале семинара участникам и чаще всего слышу: «узнать что-то новенькое». Конечно, это не истинный ответ, поскольку в большинстве случаев на семинар приходят потому, что не умеют что-то делать в своём бизнесе. Ключевое слово «делать», а не «знать». И новизна информации на семинаре – очень дорогое удовольствие, зачем платить 15000 рублей за семинар, когда можно купить книгу за 400, прочитать её, а лучше послушать вместо радио в машине. Знание – это консерва, зачем есть консервы, если живешь на плодородном лугу, где можно собрать свежей ягоды. Эта аллегория про опыт и практику других. Ведущий-консультант – это аккумулятор различного опыта. Работая с разными компаниями, он собирает их успешный и неуспешный опыт, находится в тренде ситуации на рынке. А теоретическая часть любого семинара – это все те же методики, взятые из книг. Бывают, конечно, и авторские, но традиционно они становятся книгами и статьями, то есть открытым источником. Ну и сами участники семинаров, конечно, прекрасный источник информации по ведению бизнеса. За это я люблю тренинги как форму обучения. Он даёт максимальную возможность общаться участникам, обмениваться опытом, анализировать его и прикладывать к своему бизнесу. Максимальное содержание теории в тренинге не должно превышать 20%, иначе это уже не тренинг.
Ещё одна причина посетить семинар – деловая тусовка. Как минимум один полезный контакт для себя всегда находит любой участник. Однажды в начале семинара, когда ещё все собирались, вошёл новый участник, прошёл по рядам и разложил свои визитки. Этот приём взят у Левитаса, а может и сам догадался. Но, суть действия – чем я могу быть вам полезен?

А сейчас о проблеме.

Предприниматели услугу потребляли активно. Появились даже своего рода «тренингоманы». Я себя тоже к таким отношу, - был период, когда посещала всё, что было по карману, независимо от темы и необходимости. «Соскочила» тогда, когда мой гаджет на семинаре стал интереснее, чем то, что происходило в зале. Недавно ещё раз пошла на семинар к тренеру, который 7 лет назад своим материалом покорил меня, и его методики реально помогли мне построить систему продаж. Вот я удивилась, когда увидела почти ту же презентацию, что и в первый раз. Прошло семь лет… Я понимаю, что инструмент работает. Но есть же предел, и ты осознаешь, что за одну живую мысль, родившуюся в результате семинара, ты заплатил несоизмеримые деньги.
Почему?

Как в любой нише бизнеса, в стадии активного её роста, на рынок вышел непрофессионал с дешёвым аналогом продукта. А также, появились звёзды, они показывают за реально большие деньги, реально захватывающие шоу. Вот только где результат лично для меня? Потребитель стал насыщаться суррогатом.

Есть ещё перенасыщение рынка, эффект, когда потребителя «перекормили». Что сейчас и происходит. Сколько писем в день вы получаете с приглашением посетить какое-либо платное или бесплатное мероприятие? Я - 2-3 в день. Это уникальных. Бывает из разных источников приходит одно и тоже.

Что же случилось?

Учебные центры и тренинговые компании предложили рынку большое разнообразие информационных продуктов со своими тренерами или приглашёнными «звёздами». Компания КАМИН, в которой я работаю в качестве заместителя директора, кстати, тоже. Имея в арсенале много своих продуктов и семинары, и курсы, и тренинги, и бесплатные мероприятия, мы на себе ощутили эту проблему. Ярким примером является «провал» 2014-15 года, когда мы предложили предпринимателям ряд бесплатных семинаров по автоматизации бизнес-процессов под общей идеей «Управляй своим бизнесом». Если на первый пришло 30 человек, то на последний 2! Это было эффектно! При чём отзывы о каждом семинаре положительные, участники хвалят организаторов.
«Перекормили»
Вот и получилось: не заманишь ни бесплатно, ни за деньги
Как в сказке «гуси-лебеди»:
- Съешь моего простого киселька с молоком, - скажу.

- О, у моего батюшки и сливочки не едятся!


«Бизнес надо вести в сознательном состоянии» Долгоруков А.М.



Так что ж теперь?

Не ходить на семинары: «обиделся и ушел в себя». К сожалению путь уединения хорош для самопознания, а не для развития бизнеса. Поэтому самопознаёмся в своей компании, с целью определения её больных точек.
«Бизнес надо вести в сознательном состоянии» - Долгоруков А.М. Вот войдите в сознательное состояние, найдите проблему и ищите для себя источник максимально полезного рецепта лечения. Не ходите к шарлатанам и не занимайтесь самолечением, а также не изобретайте велосипед, поверьте, нет таких проблем в бизнесе, которые раньше уже кто-то не решил.

Ходите на семинары, заказывайте тренинги и коучеров! Не отказывайте себе в развитии!


Теперь поговорим о тех, кто отправляет на тренинги своих сотрудников.
Версия первая. В компании, где всё уже «устаканилось», «старый» состав почти родной, вроде лояльный, только не совсем готовый к изменениям, появляется инициативный, активный сотрудник. Появление такого человека почти как луч солнца для собственника – теперь есть с кем разделить ответственность «за ветер перемен». Его отправляют на семинар с целью собрать опыт, принести новые идеи.
Другой кардинально противоположный случай.
Спрашиваю собственника заказчика корпоративного тренинга:
- Что ваши сотрудники думают о предстоящем тренинге? Какой у них настрой?
Получаю ответ:
- Мне всё равно, что они думают, скажу – пойдут.

Конечно, они пойдут. Но что они оттуда принесут?
Обе ситуации, хоть и разные, влекут за собой одинаковые последствия. Несогласованность целей того, кто послал и того, кого послали, приведут ни к тем результатам. Руководителю стоит помнить, что на любом обучении человек достигает той цели, которую сам перед собой поставит. Представьте, что сотрудник внутренне сопротивляется обучению. Он придёт на семинар с желанием доказать, что всё это ему не надо, это он знает, или это не правда (не реализуемо). Естественно он будет искать в словах и действия тренера ошибки, повод для спора, отрицания. И ведь найдёт! И другим участникам помешает. Хороший тренер, конечно, справится с такой ситуацией, но это ресурсы… Да и особо лояльных участников семинаров тоже стоит опасаться, например, обучение за которое вы заплатили, он использует лишь для плюса в резюме, а не для использования в вашей компании.

К любому обучению надо готовиться. Если сотрудник с рвением готов обучаться, обсудите его ожидания, какие пробелы в своей работе он хочет устранить. С ориентацией на конечный результат в работе, а не на полученные знания. Это относится и к Вам, если на семинар идёте Вы сами.


Результативных вам тренингов!
Остались вопросы - оставьте заявку.
Мы вам поможем.
Как удобнее с Вами связаться:
"Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности"