Блокнот руководителя

Как провести сверку с ФНС по единому налоговому счёту

08.11.2023
  • Автор
    Татьяна Андрияшкина
    Эксперт Линии консультаций ГК "КАМИН"
Сальдо ЕНС (Единый налоговый счёт) имеет определяющее значение при взаиморасчётах с ИФНС. Чтобы избежать недоимки и штрафов, регулярно проверяйте состояние единого налогового счёта и вовремя вносите корректировки. В статье разъясним, как провести сверку с ФНС и что делать при обнаружении разногласий.

В 2023 году действует новый механизм расчётов налогоплательщиков с ИФНС. Все платежи уходят на единый налоговый счёт — ЕНС, с которого происходит распределение средств в соответствии финансовыми обязательствами. У каждого налогоплательщика — собственный счёт, на котором формируется сальдо. Оно представляет собой разницу между средствами, поступившими на счёт, и совокупной обязанностью плательщика, которая включает все виды платежей, в том числе штрафы, пени.
Сальдо на едином налоговом счету может быть трёх видов:

  • Положительное — характеризуется превышением суммы финансовых средств на ЕНС над показателем совокупной обязанности, зафиксированным на текущую дату. Формируется переплата по платежам в бюджет.
  • Отрицательное — означает наличие недоимки в результате превышения показателя совокупной обязанности плательщика над суммой средств, размещенных на ЕНС. Недоимка представляет собой задолженность перед бюджетом, на неё могут начислить пени.
  • Нулевое — подразумевает, что общая сумма финансовых средств, признаваемых в качестве ЕНП, равна показателю совокупной обязанности. То есть после перечисления всех необходимых платежей в бюджет на счёте не останется свободных средств, но и недоимка не сформируется.
Проверка состояния ЕНС и сверка с налоговой имеющихся данных поможет предотвратить ошибки и разногласия. Контролировать состояние сальдо на счёте удобнее в личном кабинете на официальном сайте ФНС. При выявлении расхождений в личном кабинете оформляют обращение об актуализации сальдо. Еще вариант сверки — запрос сведений о состоянии ЕНС в налоговой инспекции. Для получения нужной информации подайте заявление по форме из приказа ФНС № ЕД-7-19/1086@ от 14 ноября 2022 г. В заявлении указывают вид справки, который нужно выдать. Сроки выдачи зависят от вида документа, который запрашивает налогоплательщик.
Запрос на получение справок можно направить:

  • Лично — при посещении налоговой или через МФЦ
  • В электронном формате — по защищенным телекоммуникационным каналам
  • По почте — заказным письмом с описью вложения
Для уточнения сальдо плательщик вправе затребовать три вида справок:

  • Справка о сальдо ЕНС по форме КНД 1160082. Отражает вид сальдо на счете – положительное, отрицательное или нулевое. При наличии недоимки ФНС предоставит детальные сведения по суммам задолженности в бюджет, размерам штрафов, процентов и пени.
  • Справка о принадлежности средств, поступивших в составе ЕНП по форме КНД 1120502. Отражает информацию о поступивших и списанных средствах с подробной расшифровкой: когда и какие суммы перечислены, сроки уплаты, КБК, ОКТМО, КПП. Отдельно отразят конечное сальдо.
  • Справка об исполнении обязанности по уплате налогов по форме КНД 1120101. Отражает сведения о том, есть ли у плательщика задолженность перед бюджетом.
При наличии расхождений данных налогоплательщика со сведениями, указанными в справках, рекомендуется провести сверку. Регламент сверки по ЕНС в 2023 году официально не утверждён, поэтому следует ориентироваться на нормы НК РФ.

Обратиться в налоговую, чтобы проанализировать показатели взаиморасчётов, налогоплательщик может в любой момент. Отказать в этом или требовать аргументированных причин для проведения сверки ЕНС представители ФНС не вправе (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Организации или ИП нужно подать в налоговую по месту учёта заявление о выдаче акта сверки. Бланк регламентирован письмом № АБ-4-19/17879@ от 29 декабря 2022 г. — это форма КНД 1160070. Документ содержит детальную информацию о проведенных расчётах – начислении, перечислении платежей в разрезе конкретных налогов и сборов, о суммах переплат или задолженности.

После поступления заявления на получение информации о состоянии ЕНС акт сверки налоговая должна предоставить в течение:
  • пяти рабочих дней — при поступлении заявления в бумажном формате;
  • трёх рабочих дней — с даты регистрации заявления в электронном формате.

По итогам сверки налоговая оформляет акт и вручает документ в бумажном формате налогоплательщику или его представителю лично, через МФЦ либо отправляет заказным письмом по почте. Если разногласий не выявлено, налогоплательщик подписывает документ, указав дату.
Если сведения по ЕНС из акта сверки не соответствуют собственной информации налогоплательщика, порядок действий зависит от формы акта:

  • В бумажной форме — в акт сверки плательщик вносит показатели, которые считает точными. Свои суммы укажите в графе 3 разделов I и II — но только по тем строкам, в которых отражены неточные, на ваш взгляд, цифры. Затем поставьте подпись и дату. Дополнительные отметки с указанием причин расхождений, рекомендаций по их устранению не требуются.
  • В электронной форме — ответ формируется автоматически на основании сведений информационного ресурса. Обратная отправка электронной версии документа с исправленными данными не предусмотрена. При обнаружении расхождений налогоплательщику придётся вновь подавать заявление о проведении сверки ЕНС, но уже в бумажном формате (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
    А далее действовать в соответствии с рекомендациями.
    На рассмотрение разногласий, указанных налогоплательщиком, налоговой инспекции отводится 30 календарных дней с даты регистрации документа (п. 54 регламента, утв. приказом № ММВ-7-19/343 от 8 июля 2019 г.). При наличии веских причин сроки могут быть увеличены ещё на 30 дней. В течение этого времени ФНС вправе запрашивать у компании или ИП платёжки и иные документы, подтверждающие перечисления средств.
    В зависимости от того, кто допустил ошибки, возможны два варианта:

    • Ошибки по вине налоговой — представители ФНС внесут необходимые корректировки и направят вам исправленный акт сверки.
    • Ошибки по вине налогоплательщика — налоговая отправит уведомление, указав, какие неточности нужно исправить.
        Обращаем ваше внимание, при выявлении расхождений ФНС не вправе взыскивать задолженность до тех пор, пока не будет завершена индивидуальная сверка ЕНС с налогоплательщиком.
        Остались вопросы - оставьте заявку.
        Мы вам поможем.
        Как удобнее с Вами связаться:
        "Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности"