Блокнот руководителя

СЭДО ФСС с 2022 года

  • Автор
    Татьяна Андрияшкина
    Эксперт Линии консультаций
    Группы компаний "КАМИН"
С 2022 года вступили в силу изменения в Законе № 255-ФЗ, которые вводят новый проактивный порядок страховых выплат. Изменилось взаимодействие между организацией и Фондом социального страхования. Теперь оно осуществляется через систему электронного документооборота Фонда социального страхования (СЭДО).
При трудоустройстве или в период осуществления трудовой, служебной, иной деятельности застрахованное лицо представляет работодателю сведения о себе, необходимые для выплаты пособий, по форме, утверждённой фондом (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).

Кроме того, сотрудник обязан своевременно извещать работодателя об изменении сведений. Сведения о застрахованном лице, полученные работодателем (в том числе изменившиеся), передаются им в фонд в срок не позднее трёх рабочих дней со дня их получения.

С 1 января 2022 года все медицинские учреждения выдают только электронные листы нетрудоспособности (Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ). На бумажном носителе больничные листы продолжат выдавать только тем гражданам, сведения о которых составляют государственную (иную охраняемую законом) тайну, а также лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты.

Как только работник заболел, медицинское учреждение открывает электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) по нему, подписывает и направляет его в ФСС. ФСС отправляет запрос в Пенсионный фонд для выяснения места трудоустройства застрахованного лица. ПФР в течение одного календарного дня с даты получения запроса должен ответить фонду.

Фонд социального страхования автоматически направит уведомление в организацию, в которой работает застрахованное лицо, если больничный лист открыт, продлен или закрыт. Работодатель получит информацию о листе нетрудоспособности в момент его открытия, продления и закрытия, не запрашивая у сотрудника никаких данных.

В случае обнаружения организацией ошибки в данных листа нетрудоспособности со стороны медицинского учреждения, необходимо проинформировать об этом ФСС для исправления данных по застрахованному лицу.

При закрытии листка нетрудоспособности ФСС направит входящий запрос организации для заполнения недостающих сведений. Такой запрос включает в себя часть реестра, в котором перечислены все параметры, необходимые для расчёта и выплаты пособия. Теперь никакие расчёты работодателю отправлять не требуется, ФСС будет рассчитывать пособия самостоятельно.

Получив запрос, работодатель в течение трёх рабочих дней (кроме отпуска по беременности и родам – в этом случае сведения отправляются по факту предоставления соответствующего отпуска) проверяет заполненные сведения, при необходимости их дополняет или корректирует, подписывает запрос электронной подписью (ЭП) и отправляет обратно в фонд. Отправлять сканы и другие немашиночитаемые формы больше не требуется.

Также с 1 января 2022 года больше не нужно заполнять данные организации в листе нетрудоспособности. Они будут заполнены автоматически на основании отправленных в фонд сведений.

В свою очередь сотрудник организации получает всю необходимую информацию по электронным листам нетрудоспособности на едином портале государственных услуг РФ «Госуслуги» или в личном кабинете ФСС. Информация об этапах выплаты пособия по временной нетрудоспособности и итоговой сумме направляется как сотруднику, так и организации.

Таким образом, изменение способа взаимодействия и автоматизация процессов обмена организации с Фондом социального страхования через СЭДО позволяет снять нагрузку с кадровиков и бухгалтеров, значительно снижает вероятность допущения ошибок по вине человека при заполнении форм, а также исключает дополнительные вопросы от сотрудников о выплате пособий.
Остались вопросы - оставьте заявку.
Мы вам поможем.
Как удобнее с Вами связаться:
"Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности"