В трудовой деятельности работников творческих профессий часто возникает так называемый «творческий простой», иными словами, в их трудовой деятельности бывают периоды, когда они не задействованы в производственном процессе (не участвуют в выступлениях, репетициях, создании или показе произведений). Проблемы временной незанятости творческих работников хорошо знакомы телерадиовещательным компаниям, СМИ, учреждениям культуры, театрам и другим аналогичным организациям, поскольку работа артистов, музыкантов, корреспондентов, фотографов, ведущих программ на телевидении и радио, дикторов, комментаторов, художников и обладателей других творческих профессий имеет определённую специфику и предполагает «свободный» график работы.
До изменений в Трудовом кодексе РФ, внесённых в 2006 году, периоды, когда работники были не заняты в выступлениях, исполнении и создании произведений, считались самым обыкновенным простоем и оплачивались в соответствии с общими нормами, установленными ст. 157 ТК РФ. Само понятие периода простоя дано в ст. 72.2 ТК РФ. Простоем считается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Согласно материалам дела, женщина работает солисткой в труппе Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики им. Петра Ильича Чайковского с 01.01.2001г. На основании приказа директора театра ей и ещё нескольким работникам в октябре 2019 года была установлена оплата труда исходя из двух третей оклада, ввиду того, что они не были заняты в спектаклях и репетиционном процессе. Посчитав, что её права нарушены, женщина обратилась с иском в суд. Но все судебные инстанции, вплоть до Верховного суда, оставили ее иск без удовлетворения.
Выводы судей основывались на нормах ч.5 ст. 157 ТК РФ, обязывающих работодателя во время простоя сохранять за работником заработную плату в размере двух третей его оклада. Дополнительным доказательством правоты работодателя являлся и тот факт, что приказ был издан на основании коллективного договора, который соответствовал трудовому законодательству и не ухудшал положение работника. В результате того, что судьями не было найдено каких-либо существенных противоречий между заключенным с женщиной трудовым договором и коллективным договором в части условий оплаты труда, все решения судов были приняты в пользу работодателя.
Федеральным законом от 30.06.2006г. № 90-ФЗ ст. 157 ТК РФ была дополнена частью 5 («Оплата времени простоя»), в соответствии с которой периоды незанятости творческих работников перестали считаться простоем в связи с особенностями их труда.
В октябре 2021года Конституционный суд признал ч. 5 ст. 157 ТК («Оплата времени простоя») несоответствующей основному закону, поскольку в ней не оговаривается минимальный размер оплаты времени, в течение которого творческие работники не задействованы в репетициях и спектаклях. Поводом для проверки нормы стала жалоба солистки удмуртского театра оперы и балета, которой снизили зарплату из-за того, что она не была занята в спектаклях.
Законодательством специально было предусмотрено, что незанятость творческих работников в спектаклях и репетициях простоем не является. Работодателям была предоставлена возможность самостоятельно устанавливать размер оплаты времени «творческого простоя» в коллективных и трудовых договорах или в иных локальных нормативных актах организации. Допустимый минимальный размер оплаты времени «творческого простоя» при этом законодательно определён не был.
По сути, тем самым, работодателям была предоставлена неограниченная свобода в установлении оплаты труда своим работникам в периоды «творческого простоя», без учёта того, что работодатель изначально является более сильной стороной в переговорном процессе по заключению и изменению коллективных и трудовых договоров.
Женщина обратилась с жалобой в Конституционный суд РФ. В ходе рассмотрения жалобы Конституционным судом был выявлен серьёзный правовой пробел в действующем трудовом законодательстве. Конституционный суд указал на то, что должностные обязанности солиста театра оперы и балета не ограничиваются только участием в репетициях и спектаклях. Артисты, даже в те периоды, когда они не задействованы в репетиционном процессе и спектаклях, фактически продолжают совершенствовать своё мастерство и участвовать в иных мероприятиях, организуемых театром (творческие вечера, телепередачи и т.д.). А это значит, что такие периоды у творческих работников не могут признаваться простоем, поскольку предполагается, что они в эти периоды фактически продолжают исполнять свои трудовые (должностные) обязанности в соответствии с заключёнными с ними трудовыми договорами, хотя и в меньшем объёме.
Из постановления Конституционного суда РФ следует, что отсутствие в законе минимального размера оплаты времени, в течение которого творческие работники не задействованы в репетиционном процессе и спектаклях, является очевидным пробелом в правовом регулировании, который должен быть устранён в кратчайшие сроки.
На основании требования Конституционного суда РФ в ТК РФ будут внесены поправки (правительственный законопроект № 99737-8), которые установят гарантированный минимум оплаты труда творческих работников СМИ, организаций кинематографии, театральных и концертных организаций за время, когда они не участвуют в создании произведений и не выступают. Размер гарантированного минимума составит «не менее оклада с доплатами и надбавками компенсационного и стимулирующего характера». При этом гарантированный минимум не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Поправки, в случае их принятия, должны вступить в силу 01.09.2022г. После этого Министерство культуры совместно с Министерством труда в течение четырёх месяцев должны будут внести исправления и дополнения в перечень творческих профессий, на которых распространяются новые нормы Трудового кодекса.