Блокнот руководителя

Словарь терминов.
Эмоциональный интеллект

Часто руководитель сталкивается с такой ситуацией. Он долго подыскивал специалиста, нашёл отличного претендента с хорошим образованием, высоким уровнем интеллекта и нужными компетенциями. Вводит его в должность, а он не приживается: не находит с коллегами общего языка, не может работать в команде. Одной из причин возникновения этой ситуации может быть низкий эмоциональный интеллект нового сотрудника.
Когда появилось понятие «эмоциональный интеллект»?

Термин закрепился в бизнес-литературе не так давно, популярным он стал после выхода книги Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» в 1995 году. Однако само явление, способность понимать свои эмоции и управлять ими существовало всегда. Ещё в трудах греческих философов можно найти упоминание о важности эмоций. Они писали, что мудрый человек – это тот, кто способен объединить ум, логику и эмоции. Свою лепту в изучение человеческих эмоций внёс и Чарльз Дарвин, написав в конце 19 века книгу "О выражении эмоций у человека и животных". А психолог Эдвард Торндайк в 1920 году ввёл термин «социальный интеллект».

Что такое эмоциональный интеллект?

Всем известна аббревиатура IQ, которая образована от английского Intelligence Quotient, что в переводе означает «коэффициент интеллекта». Уровень эмоционального интеллекта измеряется коэффициентом EQ, образованного от английского Emotional Quotient. Эмоциональный интеллект относится к навыкам, поэтому его уровень можно повышать.

Понятие «эмоциональный интеллект» до сих пор вызывает споры среди учёных. Одни пишут о том, что он не имеет под собой научной основы. Другие уверены, что успех любого человека в творчестве, на работе и в личной жизни зависит только от высокого уровня EQ. Когда мы говорим, что тот или иной человек обладает высоким эмоциональным интеллектом, мы имеем в виду наличие у него умения понимать природу своих эмоций и управлять ими. Такой человек понимает эмоции других людей и умеет воздействовать на них.
Почему в последнее время менеджеры по персоналу всё чаще на собеседованиях обращают внимание на эмоциональность у соискателей?

Сегодня мир меняется с такой скоростью, что на первое место по значимости выходят не знания, а навыки. Одним из мягких навыков soft skils является эмоциональный интеллект. В современном мире недостаточно быть специалистом в определённой области, необходимо обладать способностью понимать эмоции и переживания.

По каким признакам можно понять, что перед вами человек с низким эмоциональным интеллектом?

С одной стороны, человек с высоким EQ – это человек, у которого развиты эмоции, с другой – это человек, который умеет управлять эмоциями, старается их не проявлять явно.

Нельзя судить о человеке по одному признаку. Но если в общении с коллегой вы замечаете большинство особенностей поведения, приведённых ниже, то перед вами человек с не очень высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Какие же это признаки? Человек с низким уровнем EQ готов вступить в спор и спорить по любому поводу. Он не замечает и не обращает внимания на проявление чувств других людей. Как правило, такие люди не умеют сопереживать, у них отсутствует эмпатия. Считать окружающих очень чувствительными и впечатлительными за проявленные эмоции – норма для них. Люди с низким уровнем EQ не умеют внимательно слушать собеседников, они склонны обвинять других людей во всех своих неудачах. Отсутствие способности взять на себя ответственность, возникновение вспышек гнева или других сильных эмоций без видимых причин, отсутствие друзей и приятелей, так как возникают трудности в поддержке дружеских отношений, также признаки низкого эмоционального интеллекта.
Какими качествами обладают люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы повысить свой уровень EQ?

Как правило, это люди с чувством юмора, они уверены в себе и в своих способностях. Прежде всего необходимо развивать у себя понимание природы своих эмоций. Наблюдайте и учитесь понимать влияние ваших слов и действий на эмоции других людей.

Развивайте навыки общения, на современном рынке труда эти навыки стали самыми необходимыми. Они включают в себя способность активно слушать, способность убеждать и умение использовать вербальные навыки.

Сотрудники, которые обладают такими качествами, легко находят общий язык с коллегами и клиентами.

Учитесь управлять своими эмоциями. Это вовсе не значит, что эмоции проявлять не надо. Надо проявлять эмоции, но они должны быть адекватными. Если вам нахамили, вы возмущены этим, не надо переходить на крик. Надо быстро взять себя в руки и высказать своё отношение к происходящему. Сотрудники с высоким самообладанием могут управлять разрешением конфликтов, могут успешно разрешать сложные и напряжённые ситуации.

Учитесь сопереживать. Умение осознанного сопереживания называется эмпатия. В жизни встречаются люди, умеющие не просто понять ваши эмоции, но и выразить вам сочувствие. Такие чуткие сотрудники встречаются в любой компании и к ним все бегают «плакать в жилетку».

Эмоционально богатые люди не нуждаются в мотивации руководителя. У них развита внутренняя мотивация. Это самый сложный из всех перечисленных выше навыков. Но если вы сможете понять свои внутренние потребности, выстроить систему своих целей, вы сможете развить у себя навык внутренней мотивации.

Осознайте свой текущий уровень навыков, наметьте, что именно вы будете совершенствовать и успехов вам!
  • Голец Татьяна Владимировна
    Заместитель директора по качеству
    фирмы КАМИН