Блокнот руководителя

Словарь терминов.
Компетенции менеджеров:
"hard skills" и "soft skills"

Заканчивается старый и начинается новый год. Наступает замечательная пора зимних каникул и праздников. Время, когда не надо спешить на работу, когда появляется возможность задуматься о будущем и составить личные планы. Два одинаковых плана вряд ли возможны – все люди разные, но все мы должны предусмотреть свой рост, профессиональный и личностный, запланировать развитие своих «hard skills» или «soft skills», а лучше и того, и другого.

Вам не знакомы эти названия? Я вас с ними познакомлю.

Немного истории. В конце 50-х годов в армии США провели реформирование системы подготовки военнослужащих, основанное на научных исследованиях, проводимых более десяти лет. Одним из важных итогов этой работы стало деление навыков на 2 категории. Профессиональные навыки работы с техникой и машинами получили название «hard skills» или «жёсткие» навыки. Навыкам работы с людьми и информацией дали название «soft skills» – «мягкие» или «гибкие» навыки. Такое деление на профессиональные знания и личностные качества было весьма удачным; его начали использовать психологи в своих работах, а затем и менеджеры по персоналу.
В чём отличия "hard skills" от "soft skills"? Получить «твёрдые» знания можно в учебных заведениях профессиональной подготовки, их можно оценить и легко проверить с помощью тестов и экзаменов. К этим знаниям относятся как физические навыки, такие как вождение автомобиля, работа с оборудованием, так и интеллектуальные навыки: чтение, письмо, работа на компьютере. Отличительная особенность «жёстких» навыков в том, что они остаются с человеком навсегда, полученные знания трудно забыть.

В отличие от «жёстких» знаний, «гибкие» знания нельзя измерить и сложно оценить. Как можно измерить и оценить коммуникабельность, пунктуальность, лидерство и креативность? Уровень компетенций либо соответствует требованиям, либо нет. «Гибкие» знания приобретаются в результате регулярной деятельности. Чем больше вы работаете, взаимодействуя с другими сотрудниками, тем проще вам адаптироваться в новой проектной команде. К сожалению, без использования «гибкие» навыки быстро забываются.

Есть ещё одно важное отличие. Требования к «hard skills» не зависят от компании, в которой вам предстоит работать. А на «soft skills» сильное влияние оказывает корпоративная культура. Например, вы ищете работу и знакомитесь с необходимыми требованиями к кандидатам в объявлениях работодателей. Если определить, соответствуете ли вы некоторым пунктам не сложно, то это «твёрдые» знания, такие как:

  • сведения об образовании,
  • опыт работы,
  • профессиональная подготовка.
Определить, соответствует ли ваша кандидатура требованиям по другим компетенциям, сложно. Это и есть «гибкие» навыки:

  • коммуникабельность,
  • работа в команде,
  • обучаемость.
Возникает закономерный вопрос: неужели до 70-х годов прошлого века никто не занимался развитием компетенций? Конечно занимались. Развитие личных качеств входило в программы обучения во все времена. Кроме общеобразовательных наук, в гимназиях и университетах учили ораторскому искусству, правилам поведения, этикету. Чем больше возраст человечества, тем больше информации им накоплено. Освоить все накопленные знания сложно и приходиться выбирать только те знания и умения, которые помогут в работе. С наступлением эры конвейеров и машин «жёсткие» навыки стали преобладать в образовательных программах, нужны были знания по конкретной узкой специализации. Была большая потребность в рабочих специальностях, требовались водители, токари, слесари, сборщики.
Но время не стоит на месте, и к 21 веку скорость появления новых технологий сильно выросла. Знания, полученные сегодня, через 5-10 лет уже устареют и не будут представлять ценности для работодателей. С другой стороны, получить новые знания в современном мире стало намного проще. У нас есть интернет и электронные библиотеки. Ценность накопленных знаний становится менее важной для работодателя. Вот тут на первое место выходят «гибкие» навыки – навыки обучаемости, планирования, решения сложных проблем.

Так чему же учиться? Какие компетенции важны в нашем меняющимся мире? По данным международных организаций, через пять лет более трети навыков, которые в настоящее время считаются важными, изменятся. Очередная промышленная революция уже обеспечивает нас робототехникой, радиоуправляемым транспортом, искусственным интеллектом, биотехнологиями и многим тем, о чем сейчас мы пока не знаем. Все эти события серьезно изменят нашу жизнь и нашу работу. Некоторые рабочие места и специальности исчезнут, другие появятся. Нет сомнений, что и «гибкие» навыки, необходимые сейчас, потеряют актуальность в будущем.

К примеру, сейчас навык активного слушания входит в число первых необходимых компетенций, но, по мнению экспертов, он потеряет свою востребованность. Вместо него будет цениться эмоциональный интеллект. Творчество заменит такие компетенции, как переговоры и гибкость.

Надо иметь в виду, что темпы развития в разных отраслях отличаются друг от друга. Для каждой отрасли есть свой список необходимых компетенций. Быстро развивается IT-отрасль, в ней уже сейчас навыки проектной работы, навыки исследования, умения решать проблемы очень ценятся. Развитие одной отрасли даёт толчок развитию другой отрасли, в связи с чем меняются и компетенции.

Как понять, необходимы ли вам в вашей работе «гибкие» знания? Нужно ли вам развивать «soft skills»? Если вы задумываетесь о карьерном росте в этой компании или планируете поиск новой работы, «прокачайте» свои «скилы», такие как:


Именно эти компетенции сейчас востребованы на рынке труда. О некоторых навыках я уже писала в своих статьях. В одной из следующих статей я поделюсь списком полезной литературы по данной теме.
  • Голец Татьяна Владимировна
    Заместитель директора по качеству
    фирмы КАМИН